А двумя неделями раньше слушали "Сотворение мира" Йозефа Гайдна в зале Исторического музея города Шпайера.
Вначале о том, что более свежо - музыка Георгия СВиридова.
Весь концерт парил в зале один из старейших хоров России - хор МГУ во главе с его художественным руководителем и дирижером, заслуженным работником культуры России Мирзой Аскеровым.
Первое отделение - произведения для хора, исполнялись без музыкального сопровождения - а капелла.
В основном, на слова А.Пушкина: "Если жизнь тебя обманет", "Любовь святая", "Пушкинский венок".
На слова А. Блока прозвучали "Хоровод", "Веснянка".
А открылся фестиваль всем известной "Наша Родина - Россия" и "Повстречался отец с сыном" на слова А. прокофьева.
Во втором отделении присоединился симфонический оркестр Курской филармонии.
И - прекрасные "Курские песни", а также "Поэма памяти Сергея Есенина".
Как же узнаваема музыка нашего земляка!
Как она великолепна в своей узнаваемости!
Как величаво и душевно исполняет хор и его солисты любое произведение.
Добротная программа. Получился единый песенный венок.
А в Шпайере, по совету своего коллеги Александра Дмитриевича, мы посетили с немецкими друзьями концерт под руководством Лео Крамера.
Зал Исторического музея недостаточно готов к приему большого состава хора, оркестра, солистов.
Но, тем не менее, все как-то расположились - не первый раз артисты выступают в этом зале.
Г-н Крамер коротко обратился к публике.
И началось величественное действо.
Й.Гайдн, великий немецкий композитор, очень почитаем на родине.
Его "Die Schopfung" (о с точками) - "Сотворение мира" - продолжительностью три часа, было гармоничным, порой суровым, порой с элементами юмора, привносимыми солистами.
Каждый день сотворения мира был представлен ярко, прямо-таки, зримо.
И. Очень важно вот что.
Все, что пели солисты, хор было дословно изложено в программе. Программа, кстати, лежала на каждом зрительском кресле.
Например, мне, как человеку, недостаточно владеющему языком, было бы сложно на слух воспринять содержание.
А буклетик со словами, как говорится, помог снять напряжение...
Это хорошая традиция, хорошая.
Так бы (замечаю "на полях") и на наших концертах было бы здорово прилагать слова исполняемых произведений.
Тогда было бы меньше неловкостей, когда публика порывалась аплодировать и кричать "браво" между частями произведения. В частности, "Поэма памяти Сергея Есенина" состояла из десяти частей. Хор находился за оркестром, поэтому не всегда можно было понять слова.
К тому же, мы, куряне, не избалованы такого уровня музыкой.
Поэтому, у зрителей звонят телефоны.
Каблучки стучат - люди выходят во время исполнения из зала.
Женщины переговариваются, а на замечание в их адрес, тут же вступают в перепалку с молодым человеком, это замечание сделавшим...
Как видно, наш буклет гораздо скромнее.
В общем, есть куда расти.
Тем более, что Георгий Свиридов дает такую возможность. Когда на клеточном уровне идет ток, это дорогого стоит.
Да, и в завершение.
Из молодости вынесла такой урок.
На концертах симфонической музыки не принято аплодировать, пока дирижер не повернется к залу.
Помню это всегда. Ведь однажды, будучи впервые в Большом театре, мои аплодисменты были неуместны, так как пауза была только между частями произведения.
Как говорится, век живи - век учись.
28 ноября, 30 ноября, 5 декабря, 16 декабря на разных площадках пройдут очередные концерты фестиваля им Г.В.Свиридова.