Галина Павловна Окорокова (gp_okorokova) wrote,
Галина Павловна Окорокова
gp_okorokova

Categories:

БЕНВЕНУТТО ЧЕЛЛИНИ и ЕГО "ЖИЗНЕОПИСАНИЕ"

Интересно ведь знать, как жили люди 500 лет назад?

Потому и отыскала   изданную в 1931 году  книгу  о жизни флорентийского золотых дел мастера и талантливого музыканта  Бенвенутто Челлини.

Родился он в 1500 году, закончил земную жизнь в 1571году.
Когда ему было 58 лет, то продиктовал  текст подростку, хворому сыну соседа. Так сложилась книга "Жизнеописание".
По сути, это мемуары, в которых великий флорентиец   описывает свою жизнь.
"Эта простая речь о моей жизни,  а говорил я чистую правду" - писал Челлини  своему другу, поэту и историку Бенедетто Варки.
Это - как автобиография, знакомство с которой, тем не менее, проявляет  историю, нравы и обычаи  граждан Италии и Франции  первой половины  XVI века.

Такие   книги, написанные от первого лица, рассказывающие жизнь автора,  кажутся  особенно  важными и полезными.

Автор и "Жизнеописания" бы талантлив.
Отец его,  маэстро Джованни,  музыкант,  очень хотел, чтобы сын перенял его искусство. "Из под палки"  - " я имел к этому неописуемое отвращение" -  Бенвенутто учился играть на флейте.
Однако успехи в музыке были изрядными. Отец говорил, что никто  другой   так прекрасно не мог исполнять музыку, как сын.

Но юноша  по своему желанию избрал другой путь: он достиг необычайных высот   в ранге золотых дел мастера.
Талант ювелира и ваятеля был неоспорим.

Время пощадило только   некоторые творения, хотя  многие из тех, о которых  мастер упоминает в мемуарах, до нашего времени не дошли. И это очень жаль.
Можно сказать, что случайно уцелела золотая солонка Франциска I , хотя и она, во время религиозных войн, была внесена в списки для переплавки золотых  ценностей.

Медали и монеты,   лучшие творения Челлини-скульптора  сохранились.
Например,  бронзовый "Персей",  мраморное "Распятие", бюсты  сильных мира того времени.
Ниже вы увидите некоторые его работы. За качество фотографий - не взыщите сильно - это была единственная альтернатива.

Как чувствуется "дыхание " того времени, спросите вы?

Во -первых, обращаю внимание на то, что будучи молодым человеком и до достаточно зрелых лет  наш герой, его  ученики, да, видимо, и многие-многие другие мужчины постоянно были  облачены в кольчуги.
И обязательно при себе носили шпагу и кинжал.

Во-вторых, по всему видно, что характер  у нашего героя был горячий. Он мог  вспыхнуть, выхватить шпагу и  сразить обидчика. Не случайно,  одна из публикаций о Челлини так и называлась "Убийца,  поцелованный Богом".

В-третьих, нравы того времени не были столь жестки.  Так, мастер несколько раз ссылается на    отношения с женским полом. В основном, с девочками  13-14 лет. Кстати, от них, как можно понять, влюбленный получал специфические болезни. В основном, они были дочерями блудниц, либо сами уже занимались этим мастерством.

В-четвертых,  взаимоотношения между людьми,  в круге которых  находился Челлини, были переполнены интригами, сплетнями, завистью. Это провоцировало горячего флорентийца  отвешивать  пощечины обидчикам или браться за оружие.

В-четвертых. Жизнь Бенвенутто Челлини проходила, в основном,  в общении с императорами, герцогами,  римскими Папами, благородными римскими дамами. Он часами беседовал с ними, что называется, формировал их эстетический вкус...

Однажды, выполнив заказ благородной дамы Порции,  мастер отказался принимать деньги за работу.
На что  мадонна Порция сказала:" Мой милый Бенвенутто, слышал ли ты когда-нибудь, что когда бедный дает богатому, то дьявол смеется?"

В- пятых, читая мемуары, не устаешь удивляться эмоциальному состоянию мастера, выражаемому   так:  изумительный сеньор Джованни;  изумительный рубака; изумительное войско; неописуемая болезнь; неописуемые труды; жажда, болезнь его безмернаясамый удивительный юноша и самый отважный; за обедом его удивительно накормили.

И, наконец. Бенвенутто Челлини  всегда чувствовал,  что его ведет Бог. В  мемуарах это проявлено наилучшим образом.

Завершаю. ОценИте и вы, дорогие читатели, представленные фотографии творений мастера далекой эпохи.

Из короткой записи   трудно  почувствовать, но все же: люди стали другими через 500 лет . Лучше во всех отношениях. Так?


Бронзовый бюст Козимо I
Печать кардинала Ипполито д'Эсте
Монета с изображением папы Климента VII
Нимфа Фонтенбло
Золотая солонка Франциска I
Нимфа Фонтенбло
Борзая (бронзовый барельеф)
Бронзовый бюст Биндо Альтовити
Персей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments