Галина Павловна Окорокова (gp_okorokova) wrote,
Галина Павловна Окорокова
gp_okorokova

Category:

ДРЕВНИЙ АПУЛЕЙ и СОВРЕМЕННЫЕ ЛИНИИ БЫТИЯ

Не помню, как мне достался Апулей с его  произведениями  "Апология", Метаморфозы" , "Флориды".
Но, время от времени  возвращаюсь  к этому  сборнику , изданному в 1959 году в издательстве  Академии наук СССР.


Известно, что Апулей  родился в двадцатых годах  второго века н.э.
В "золотой век Антонинов" - лучших императоров Римской империи.
Родился, скорее всего, при Адриане. А расцвет творчества Апулея, видимо, пришелся на эпоху Антонина.

Талантливый африканец Апулей  был сыном  довольно  крупного  чиновника.
Получил в юности хорошее образование, изучал риторику и философию, овладел в совершенстве латинским языком.

Отправляясь   в Александрию, в дороге тяжело заболел и вынужден был остановиться в городе Эе.
Там он познакомился с   Пудентиллой, состоятельной вдовой, и женился на ней.
Было его супруге   за сорок лет, а ему, Апулею - примерно,  30-33.
Брак этот принес   крупные неприятности:  родственники первого мужа Пудентиллы обвинили Апулея в том, что он околдовал  вдову,   используя магию. Обвинение было опасным для  Апулея.

Он  отчаянно защищался в суде. И был, по-видимому, полностью оправдан.
Дальнейший путь его лежал в Карфаген, где Апулей  пользовался большим почетом и славой лучшего оратора, занимая должность  верховного жреца. Еще при жизни в честь Апулея  в  Карфагене  были поставлены две статуи.

Так вот.
Во время судебных заседаний Апулею  пришлось находить веские аргументы в свою защиту,  произнеся  "речь в защиту самого себя  от обвинения в магии".
Одно из обвинений было, что называется, "на тему сегодняшнего дня".

Если есть время, прочтите не спеша один "кусочек" из этой речи.
Согласны ли  с автором?
Или время настолько другое, что  взгляды Апулея можно объявить безнадежно устаревшими?
Или?

Всю речь не смогу изложить, но некоторые  отрывки  здесь:

"Он (родственик первого мужа Пудентиллы) же попрекнул меня бедностью [...]
В самом деле, бедность  - издавна  служанка философии.  Умеренная, благоразумная, владеющая немногим, ревнующая  о доброй славе, она предохраняла от опасностей, связанных с богатством; она равнодушна к своей внешности, в образе жизни -  проста, хорошая советчица; никогда и никого не сделала высокомерным, никого не превратила в раба  собственных страстей, никого не ожесточила  тиранией.
Обжорства и  разврата  она не желает и желать не может: ведь эти и другие гнусности  - обычно питомцы богатства.
Припомни величайших преступников, каких только знает  человеческая история, -  ты не найдешь среди них ни одного бедняка!
И наоборот, среди  людей знаменитых нелегко найти богачей, а всякий, кто заслужил наше восхищение чем бы то ни было, - бедность вскормила того с колыбели.
Бедность, утверждаю я, была  в древние времена основательницей  всех государств, изобретательницей всех  искусств и ремесел: за ней нет никаких преступлений [...]
Одна и та же бедность  у греков в Аристиде - справедлива, в Фокиане - щедра, в Эпаминонде - доблестна, в Сократе -  мудра, в Гомере - красноречива.
Все та же бедность была основательницей  государства римского народа. Вот почему вплоть до сегодняшнего дня, принося  жертвы бессмертным богам, пользуются  глиняной миской и ложкой. [...]

...Имущество, если его не носят, а волочат, точно так же, как свисающие края одежды, мешает двигаться и ведет к падению.
Ведь все, чем бы ты в жизни не пользовался, оказывается  скорее обременительным, чем полезным, если только выходит за пределы  целесообразной умеренности.
Поэтому,  чересчур большие богатства напоминают  чудовищно  огромные кормила, которые легче топят, чем держат правильный курс: их изобилие бесполезно, а излишество - вредно.

Могу поспорить с тобой   и о самом  слове "Бедность"..
Я утверждаю, что  никто из нас   не может быть назван бедняком, если он отказывается  от излишнего и наделен всем необходимым, а природа сводит  это  к очень немногому.
В самом деле, тот будет иметь  больше всего, кто меньше всего будет желать и, разумеется, тот будет иметь , сколько захочет,  кто захочет  наименьшего.
Пэтому, мера богатства - не столько земли и доходы, сколько сама душа человека: если  он терпит  нужду из-за жадности и ненасытен  к наживе, то ему не хватит даже золотых гор, он постоянно будет выпрашивать, чтобы приумножить нажитое прежде.

... Я буду  тем счастливее, чем умеренне будет  мой образ жизни.  Ведь для духа, как и для тела, здоровье равносильно полной свободе, а слабость   - связанности и скованности,  и верный признак  немощи -  испытывать недостаток во многом. Одним словом, для жизни, как и для плаванья, больше пригоден тот, кто менее обременен грузом. Да, есть в этой  буре жизни человеческой  предметы легкие, которые помогают удержаться  на поверхности, есть и тяжелые, которые тянут ко дну.

... Тот из нас, у кого потребности самые  незначительные, больше других подобен богам."
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments