Галина Павловна Окорокова (gp_okorokova) wrote,
Галина Павловна Окорокова
gp_okorokova

Category:

ТЕМА ВЫХОДНОГО ДНЯ: "РУЛИТЕ ВЫШЕ - ЖИЗНЬ ВСЕ СНЕСЕТ"

По счастью, сохранились   детали встречи  Николая Константиновича Рериха со Львом Николаевичем Толстым.

Пришли  к писателю гости.
Стасов  привез какие-то книги, Римский -Корсаков - ноты новых произведений, Гинцбург - бронзовую статуэтку,
Рерих  -  большую фотографию "Гонца".
Ему было важно знать мнение Толстого.
Появился и  сам Лев Николаевич - седой, в широкой светлой блузе, руки за поясом, как на репинском портрете.

В фигуре, жестах, словах - убедительность  мыслителя и предельно искреннего человека.
Начался разговор о музыке, живописи.
Лев Николаевич тонко чувствовал искусство, знал жизнь, людей и судил  по законам  своей совести.
Высказывания его были не лишены парадоксальности.
Пришел черед "Гонца".
Действительно, Толстой сказал то, что никто до этого не говорил и чему сам Рерих не мог подобрать слов.

"Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку?
Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет.
Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше - жизнь все снесет.
Пусть ваш гонец высоко руль держит, тогда доплывет!"


Эти слова великого писателя глубоко запали в душу художника. Им он и следовал всю жизнь.



Н.К. Рерих. ГОНЕЦ. 1897
Холст, масло. 124,7 x 184,3
Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва

Дипломная работа Н.К. Рериха «Гонец. Восстал род на род» — с неё начался творческий путь Николая Константиновича Рериха. Эту картину прямо с академической выставки в 1897 году приобрёл Павел Михайлович Третьяков для своего собрания, что явилось признанием таланта молодого художника. Собирателя заинтересовали идеи молодого талантливого художника, его замыслы по созданию большой серии картин, посвящённых начальной истории Руси. Третьяков намеревался собрать всю будущую серию, но в 1898 году знаменитого коллекционера не стало, и его желание не сбылось полностью.

Сюжет для картины был взят Рерихом из первой русской летописи «Повесть временных лет» и на первый взгляд кажется предельно простым. Картина наполнена поэзией старины — и залитый луной пейзаж, и притаившееся в тишине ночи жильё человека, и скользящий по реке чёлн, и погружённый тревожные думы старец-посол, спешащий с вестью о том, что «восстал род на род». В картине «Гонец» с особой силой проявилось творческое воображение художника, во всём чувствуется глубокое знание родной истории. Во время работы над картиной Рерих неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments