Галина Павловна Окорокова (gp_okorokova) wrote,
Галина Павловна Окорокова
gp_okorokova

Categories:

Кто мой ближний?

В издательстве «Эксмо» вышла книга «Любовь долготерпит» диалоги митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна с журналистом Марией Городовой.

Много лет тому назад мне выпало счастье познакомиться с отцом Иоанном, бывшем тогда правой рукой Владыки Иувеналия. В 1985 году они оба приехали из Иркутска. О.Иоанн был секретарём у Владыки, затем возглавил созданную духовную семинарию. Владыка Иувеналий по своему характеру был созидатель, о.Иоанн следовал тем же курсом. Разница была в том, что о.Иоанн являл собой «племя младое», с хорошей университетской подготовкой историка и аспиранта Новосибирского университета. Тогда мы организовывали встречи с женским активом, с удовольствием слушали молодого священника. Затем о.Иоанна перевели в Белгородскую епархию, где он и служит правящим архиереем. Конечно, встречи теперь не так часты, но Владыка Иоанн часто посещает Курск.

Беседы с Митрополитом Иоанном в книге «Любовь долготерпит» изложены в виде острых, интересных диалогов. Нет необходимости пересказывать их, лучше прочесть. Обращу внимание только на один вопрос и ответ. Уж очень актуально это для каждого из нас.

Вопрос журналиста: В реальной жизни часто доброжелательность, нежелание отвечать на агрессию агрессией воспринимается как слабость. У каждого, наверное в жизни есть опыт соседства с такими людьми. Владыка, а как по-христиански надо поступать в таких ситуациях?

Ответ Митрополита Иоанна: Если ты чувствуешь, что еще не можешь противопоставить натиску недоброжелательности свою любовь, то лучше всего руководствоваться принципом, сформулированным в Священном Писании: «Уклонись от зла и сотвори благо, и будешь жить вовек» (Пс.36.27). Так вот, уклонись. Это очень точное слово. Уклонись от разговора, если чувствуешь, что разговор разрушает тебя, уклонись от встречи, уклонись от каких-то совместных действий, в конце концов уклонись от осуждения того, кто не прав. И есть ещё один принцип, изложенный в книге Притчи Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч.9.8). <…> Проблема вынужденного соседства с людьми агрессивными – это очень серьёзно. <…> И тут важно ощущать меру защиты, чтобы самому не стать агрессором. А вообще вопрос о ближнем – неудобном, агрессивном, а то и просто психически больным – это вопрос о степени терпимости. <…> И наоборот, дух нетерпимости – это состояние мятущейся, греховной души; когда в другом ты обнаруживаешь грех и в ответ взрываешься. Но ведь обнаруживаешь ты его и реагируешь на него так только потому, что он, этот грех, есть и в тебе и тобою ещё не побеждён.

Вопрос: Что делать нам, если зло велико, агрессия так сильна, и кажется, что уже нет места любви?

Митрополит Иоанн: А у нас есть молитва, которую повторял распятый на кресте Иисус: «Господи, прости им, ибо они не ведают, что творят!»

Но ведь ближние для человека не только те, кто рядом, кто родня по крови. Разве можно быть равнодушным, когда в соседней стране, стране православной, льётся кровь? Разве можно быть спокойным за будущее своих близких, родных, молодое поколение, если идут чудовищного масштаба информационные войны? Что же делать?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments