Галина Павловна Окорокова (gp_okorokova) wrote,
Галина Павловна Окорокова
gp_okorokova

Categories:

Тревожный «Закон» Томаса Манна

Несколько лет назад молодые коллеги из МЭБИКа подарили мне двухтомник Томаса Манна «Иосиф и его братья». Не сразу подступилась к его прочтению. Но, открыв первые страницы, оказалась в плену библейской атмосферы, переданной прекрасным языком (спасибо переводчикам!) автора романа. Сколько надо было прочесть оригинальной литературы, чтобы взяться за такое произведение! Роман остаётся в памяти как наказ будущим поколениям. И вот – приятное продолжение темы. В питерской лавке писателей попались на глаза поздние новеллы Т.Манна. Среди них – «Закон».

«Закон» – почти биографическое повествование о рождении, жизни и великой миссии Моисея. Тревожное, современно звучащее и сегодня. Непутевое, как пишет Т.Манн, рождение Моисея дочерью египетского фараона Рамессу, возжелавшей любви еврейского юноши-раба. Далее – просмоленная корзина из тростника, куда положили младенца. Мальчика нашли, отдали в семью, где женщина вскармливала своего ребенка Аарона и у неё было лишнее молоко. Так, Иохаведа и Амрам стали родителями «чьего-то» младенца, которого и назвали просто Мосе – «сын».

Будучи во цвете лет, Моисей, преисполненный открытием Бога и поручением исхода из Египта, из дома рабства для еврейских племён, «переходил от хижины к хижине, от одного места к другому, потрясал опущенными к бёдрам кулаками и говорил о Незримом, о готовом к завету Боге отцов, хотя … был сотворён косноязычным».

Моисей, выполняя Божие возжелание, не единожды, а раз десять обращался к фараону отпустить его народ, но не получал положительного ответа. Тогда Бог Яхве продемонстрировал своё могущество: кровь, жабы, паразиты, дикие звери, струпья, моровая язва, град, саранча, тьма и смерть первенцев сломали-таки гордость фараона и он отпустил кровь Моисеева отца из рабства.

История исхода из Египта в сторону Синая свидетельствует, что тысячи мужчин, женщин и детей ушли за Моисеем. Когда ими овладевал страх или бешеное отчаяние, они сожалели, что «последовали за этим человеком Моисеем». Женщины вопили, мужчины ругались и потрясали кулаками, кричали тысячи раз: «разве не хватало гробов в Египте, куда бы мы мирно вошли в свой час, если бы остались дома?», «лучше быть нам в рабстве у египтян, чем погибнуть в этой глуши от меча», «что нам пить, что нам есть?», «мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок. А ныне душа наша изнывает, ничего нет, только манна в глазах наших».

Однако, благодаря Божьему чуду, Моисей стал весьма велик, стал «тем человеком, который вывел нас из Египта». Появлялись на их пути источники с водой, и манна небесная в пустыне Фаран (мелкие сладкие семена на лишайниках). Их целью был оазис Кадес – жемчужина между пустынями Син, Сур и Фаран. Историческим фактом называет Т.Манн сражение между рабами из Египта и племенем амаликитян, владевших Кадесом. Израиль одержал в нём победу. Это имя – Израиль, означающее «Бог ведёт войну», Моисей до сражения присвоил роду с пояснением, что имя очень древнее, что его отвоевал себе уже Иаков. И если племена Моисея были еле связаны, то теперь все они звались Израиль и под этим броненосным именем сражались и побеждали.

Не буду утомлять вас, дорогие читатели, деталями жизни в Кадесе. Хотя было бы важным узнать, как решались судебные и правовые вопросы, вершилось право, как люди учились праву, какова была роль тестя Моисея – шейха Иофора. Как пришлось Моисею учить азам «толпу, просто сырьё из плоти и крови, лишённую основополагающих понятий о чистоте и святости». Как Моисей начал мастерить, тесать и отсекать. Однако глыба была не на стороне мастера, и уже самые первые шаги по приданию ей формы представляются глыбе в высшей степени неестественными.

Говорю вам: святость начинается с опрятности, она и есть чистота в грубом смысле, суровое начало всякой чистоты. Надо много омываться водою живой для здоровья. А если ты полагаешь, что хамство здоровее чистых нравов, то ты туп. Ты, как убеждаюсь, ешь всё подряд, не думая о выборе и святости. И Моисей даёт советы, что можно, а что нельзя кушать. Эти советы, кстати, изложены в Библии. Он говорит о браке. О блуде. О гадателях и прорицателях. О воровстве и алчности. О почитании родителей. Об уважении к старости. Каждый день Моисея полон неимоверных трудов по воспитанию своего народа и надежды, что это удалось.

И вот финал: 40 дней и 40 ночей на горе Синай Моисей на двух скрижалях высекает заповеди Божии и собственной кровью раскрашивает углубленные на них буквы. Что же ждало его в стане? Вы, конечно, помните: костер, хороводы вокруг него, а в центре – золотой телец. Это наш Бог – говорит Моисею его народ. Кругом – следы заклания и обжорства. Следы растления духовного. Ему, стоящему на камне, на алтарном цоколе, изваянию, халтуре, идолу, золотому тельцу шло поклонение.

Увидев это чудовищное зрелище, Моисей был вне себя. Мощными руками высоко поднял одну скрижаль завета и с грохотом опустил её на смехотворного животного, так что у того подкосились ноги и бил, бил, с таким гневом, что хоть разлеталась на куски и скрижаль, но халтура скоро превратилась в бесформенную массу. И вторая скрижаль разлетелась на куски…

Это – не финал. Чем завершилась история, многие из вас знают. В ответах на комментарии дополню. Это важно. И тревожно. И мало надежды.


Для вас: Манн, Т. Поздние новеллы: [сборник: пер. с нем.]/Томас Манн. – М.:АСТ: Астрель, 2011. – 478, [2]с.




Томас Манн в начале своей писательской карьеры

Томас Манн в начале своей писательской карьеры

Катя Манн, жена Томаса Манна

Могила Томаса и Кати Манн в Кильхберг (Цюрих, Швейцария)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments