Галина Павловна Окорокова (gp_okorokova) wrote,
Галина Павловна Окорокова
gp_okorokova

Categories:

НАСКОЛЬКО СОЗВУЧЕН НАШЕМУ ВРЕМЕНИ МИР МАРКА АВРЕЛИЯ?

Как  и обещала - немного  из "Размышлений"  императора Древнего Рима Марка Аврелия.

Читайте, пожалуйста, не только глазами, но, возможно и проговорите текст!
Не сразу мысль открывается!


" Меня кто-нибудь станет презирать?
Это его дело. Моё же дело - не оказаться достойным презрения вследствие какого-нибудь  поступка или слова.
Он будет ненавидеть меня?
Опять-таки  его дело. Я все же буду хранить благожелательность и благосклонность  ко всему  и всегда буду готов указать на заблуждение,  без издевательства, но из искреннего желания  добра, как это делал Фокион ( Фокион - ок.402 - 318  до н.э., - знаменитый  афинский полководец и политический деятель, прославившийся своей честностью  и  благородством. Стоял во главе афинян в  войне  с Филиппом II Македонским), если только он не лицемерил. Таким должно быть внутреннее  настроение, и боги должны видеть в тебе человека,  ни на что не досадующего и не злобствующего".

***

"Следует отдать себе отчет,
во-первых,  в том,  каково твое отношение к людям, и в том, что люди рождены друг для друга. Ты же,  сверх того, поставлен  над людьми, как баран над стадом овец или бык над стадом коров.
Обоснуй это глубже, начав с положения : " Если не атомы, то вседержительница-природа..."
Но если так,  то менее совершенные создания существуют  ради более  совершенных,  более же совершенные - друг для друга.

Во-вторых,  - в том, каковы люди за столом,  на ложе,  и т.д., в особенности же  какую власть имеют над ними из основоположения, и с каким самомнением они делают свое дело.

В-третьих,  - в том,  что если  в данном случае люди поступают правильно, то не следует сердиться на них, если же неправильно, то очевидно,  против воли или по неведеню. Ведь всякая душа против воли  лишается как истины, так и  отношения к другому человеку, сообразного его  достоинству. Ведь людям  очень не нравится слыть несправедливыми, неблагодарными,  жадными и, одним словом, заблуждающимися  по отношению к ближним.

В-четвертых,  - в том,  что ты и сам  во многом заблуждаешься и подобен им; если же и не впал в какие-нибудь заблужения, то не чужд порождающим их склонностям. Это справедливо, если от подобных заблуждений удержали тебя трусость, честолюбие или какое-нибудь  другое  дурное побуждение.

В - пятых,   - в том,  что ты даже не уверен, заблуждаются ли они. Ведь чужая душа - потемки. И вообще, многому  следует поучиться, прежде, чем  с уверенностью высказываться о чужих поступках.

В -шестых, -  в том, что предаваться   чрезмерной досаде или негодованию,  значит забыть  о мимолетности человеческой жизни и о предстоящей  всем скорой смерти.

В- седьмых, -  в том,  что не поступки людей в тягость нам -  их настоящий источник  в руководящем начале этих людей, - а наши убеждения. Устрани же убеждения, пожелай освободиться  от суждений об этих поступках, как о чем -то ужасном - и гнева как не бывало.
Но как устранить их?
Размышляя о том,  что для тебя нет ничего постыдного в этих поступках. Ибо если ты  будешь считать злом  не только постыдное, то и тебе не избежать многих заблуждений и стать разбойником или кем-нибудь еще  в этом роде.

В-восьмых,  в том,  насколько  последствия гнева и огорчения по поводу  чего-либо более тягостны, нежели то, что вызывает гнев и огорчение.

В- девятых, - в том,  благожелательность, если она  искренняя, а не напускная, есть нечто неодолимое.
Что, в самом деле, сделает тебе разнузданный насильник, если ты останешься  неизменно благожелательным к нему, и при представившемся случае, будешь кротко вразумлять его, а в тот  самый момент, когда он собирается  сделать тебе зло, ты, сохраняя спокойствие, обратишься к  нему: "Не надо, сын мой: мы рождены для другого. Я -то не потерплю вреда, но ты потерпишь". Далее, следует толково и в общем виде показать ему,  что это действительно так и что ни пчелы,  ни животные, рожденные для стадной жизни, не поступают таким образом.
Но нужно сделать это  без насмешки  и издевательства, а любвеобильно, без затаенной обиды, не принимая  учительского тона и не стремясь удивить присутствующих, или с глазу на глаз,  если присутствуют посторонние... Конец фразы не сохранился).

Помни об этих девяти  правилах, как бы  получив их в дар от муз.
И пока еще жив, стань, наконец, человеком!
Следует в равной  степени избегать как гнева, так и лести в отношениях к людям:  и то, и другое противно  общественности  и приносит вред.
В приступе гнева никогда не забывай, что ярость не свидетельствует о мужестве, а, наоборот, кротость  и мягкость более человечны и более  достойны мужа;  и сила, и выдержка, и смелость на стороне такого человека, а не на стороне досадующего  и ропщущего.
Чем ближе  к бесстрастию, тем ближе к силе. Как огорчение, так и гнев обличают бессилие. И огорчающийся и гневающийся - ранены  и выбыли из строя.
Если хочешь, прими и десятый совет. Требование,  чтобы дурные  люди не заблуждались, - безумно, ибо означает стремление к невозможному.
Соглашаться же с тем, чтобы они были таковыми по отношению к тебе, - нелепо и достойно тирана".



А, знаете?
У меня есть  примеры достойной  жизни  близких мне  людей, о которых пишет великий император!
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal