?

Log in

No account? Create an account

Галина Павловна Окорокова

Ректор ЧОУ ВО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса»

Previous Entry Share Next Entry
Не приносящее пользы улью - не принесет пользы и пчеле
gp_okorokova
Вот так лаконично обозначена у Марка Аврелия* в шестой книге  "Размышлений" его точка зрения. Как говорится, вот и вся философия.

На самом же деле,  великий император Древнего Рима  не единожды обращается к обозначенной в названии теме.
Чуть раньше, в пятой книге он пишет: "Что не причиняет  вреда Граду, не вредит и гражданину. Каждый раз, когда возникает представление о вреде, применяй следующее правило: "Если это  не приносит вреда Граду, то не приносит и мне". Если же Граду причинен  вред, то не сердитьтся следует на виновного, а указать ему  его заблуждение".

Видно, что Марку Аврелию чрезвычайно  важно  "пестование" этого вывода.
Поэтому, уже в десятой книге у него нахожу следующее:  "вообще, помни: что то не вредит  гражданину, что не вредит  Граду, и ничто не вредит Граду, что не вредит закону".

Как это ни странно, но уже во втором веке н.э.  серьезно рассматривалась правителями   роль гражданского общества. "Как ты сам входишь в  состав гражданского общества, точно также   и всякое твое действие должно входить   в состав гражданской жизни. Если же что-либо не имеет отношения, непосредственного или же  более отдаленного, к общей  цели, то оно дробит жизнь,  нарушает ее единство, поднимает бунт,  уподобляясь тому человеку, который, будучи одним из участников  народного собрания, не желает  подчиняться общему согласию".

Вообще-то,  на мой неискушенный вгляд, это очень даже созвучно  тому, что было аксиомой  для граждан России всего лишь несколько десятилетий назад. Да-да, имею в виду: "раньше думай о Родине, а потом о себе".  Если чуть-чуть  поменять слова, то это ведь звучит так: хорошо Родине, хорошо мне.

Затем  ценностно изменилось все.  Четверть века  все твердят: только человек сам  отвечает за себя. Он может быть богат или беден. Он может быть успешен, а может - нет. Это верно. Жаль, что роль "Града"  куда-то ушла. Но не поздно вернуться  к наследию мудрых, оставшихся  в истории человечества,  правителей.

Действительно, как важна триада: закон - место жизни - гражданин.
Например, никто не нарушает закон, в-с-е-м комфортнее жить.
Честная позиция современных чиновников, работающих на уровне принятия решений, дает возможность  разработки  объективно  улучшающих экономическую, экологическую, социальную  атмосферу  и жизнь в-с-е-х граждан.
Ответственное поведение бизнес-сообщества, плата  обязательной налоговой мзды государству дает лучшую комфортную среду жизни для в-с-е-х граждан.

Дело за немногим. Как подступиться к реализации великого:  "Хорошо Граду, хорошо мне".
Какими должны быть шаги? Просветительскими? Законодательными?  Вложенными в программы обучения детей  и взрослых?

Или же, чтение  "Размышлений" в новогодние каникулы надо воспринять  как приятное  произведение?

Кстати, однако, далеко за примерами ходить не надо. Возьмем: "Хорошо вузу, хорошо мне". И:  "То, что вредит вузу, вредит мне".  Верно ведь?
И. Еще локальнее : "хорошо семье, хорошо мне". И наоборот.

*Марк Аврелий Наедине с собой. Размышления. /пер с англ.С.М.Рогозина. - Москва: Издательство "Э", 2016.- 446 с.

 

  • 1
Со времен Великого Императора могущественной Римской Империи всё изменилось!
Многоуважаемый Марк Анниевич Аврелий выстроил потрясающую систему государства, которая своим примером показывала положительный эффект по всем фронтам. Уникальность высказывания в том, что её можно применять практически в любом направлении и мне кажется, римляне так и делали.
Например, римский легионер понимал, что если он будет крепче держать щит и меч, чётко выполнять приказы и с рвением идти в бой, то атака Легиона будет молниеносной и эффективной, от того, что его манипула будет надежной, а надежная манипула – увеличение шанса выжить и дослужиться до ветерана. Вывод: «Хорошо Легиону – хорошо мне» и наоборот.
В данный момент времени, по просторам нашей планеты ходит другой принцип: «Хорошо мне, плевать на всех». Это является одной из причин другой проблемы - коррупции! Из-за коррупции страдает Родина, от этого страдают Грады, а в них страдают граждане, от того и у нас настроение не «Айс».
Сюда же можно отнести ожесточение сердец, про которые я писал в комментариях в статье «Потерянный слуховой аппарат».
Единственное, что поможет нам улучшить ситуацию в этом мире, не забывать про другую мудрость: «Хочешь перемен в лучшую сторону, начни с себя»! А то у нас всё будет, как в римской поговорке: «Дело дошло до триариев…»

Однако, отдадим должное приемному отцу Марка Аврелия - Антонину.
Полное имя Марка Аврелия в истории - Марк Аврелий Антонин.

Если можно, о триариях поподробнее,пожалуйста.

«Дело дошло до триариев…» - поговорка из легионерских кругов, которая со временем перешла в быт. Она плотно связана с боевым построением Римского Легиона!

Традиционный состав был следующим:
1 маневренная линия - Велиты (или Пращники) - вооружённые дротиками (камнями). Шли впереди всех и вели обстрел врага до тех пор, пока расстояние безопасно. После максимального сближения перемещались в самый конец легиона (за 2 маневренную линию).
1 ряд построения - Гастаты — наиболее молодые/новобранцы
2 ряд построения - Принципы — воины в расцвете сил, имеющие опыт в сражениях
3 ряд построения - Триарии — ветераны в последнем ряду; в бою их задействовали лишь в самых отчаянных и сложных ситуациях, так как задачу должны выполнять первые два ряда.
2 маневренная линия - центурии с отрядом полководца и Кавалерия: тяжёлая (эквиты) и лёгкая (разведка). Эквисты первоначально представляли собой самый престижный род войск, они поделены на трумы (отряд из 30 единиц) для более эффективного перехода в фланговые атаки.

Выражение «дело дошло до триариев» (лат. res ad triarios rediit) обычно означало критический момент в ходе битвы. Изредка триарии использовались для флангового удара или применялись в случае неожиданного тылового или флангового захода вражеской кавалерии.
Иногда Сенаторы докладывали Императору об успехах в войне именно с этой фразы. После чего, её подхватило население и применяло в описании дел, которые были на грани срыва, но достигших логического завершения, пусть и с незапланированными потерями.
Как-то так.))

Edited at 2018-01-17 10:49 am (UTC)

Людмила Викторовна

(Anonymous)
Марк Аврелий - древнеримский император являлся выдающимся мыслителем периода античности. Этот человек обладал глубоким философским умом. Поражает и восхищает его мысль: "...вообще помни: что то не вредит гражданину, что не вредит Граду, и ничто не вредит Граду, что не вредит закону". Особенно эта мысль актуальна и важна в наше время.
Роль "Града" куда-то ушла, большинство людей думает лишь о своем собственном благе... Галина Павловна задает вопрос: "Какими должны быть шаги, чтобы изменить этот мир и наше отношение к нему". Уверена, и просветительскими, и законодательными.

Re: Людмила Викторовна

Спасибо, Людмила Викторовна.
Просветительство - великая сила.
Только, кто бы поддержал?
Может быть, обратиться с предложением к Президенту РФ, чтобы в его предвыборной программе прозвучало громко идея о просвещении?

Граду - это, в смысле, Риму? Городу Риму?

Николай Дмитриевич, "Град" - город от ст.-слав. "градъ", а ст.славянский "градъ" берет истоки от др.-Греч. χάλαζα. Так как, в Древнем Риме разговаривали на языке "Лингва-франка" - сочетание латинского и греческого языков, при переводе римских текстов на славянские языки "Град" имеет значение город/поселение/колония. В данном контексте Град - это город Рим, а город Рим - это вся Империя.

Ирина М.

(Anonymous)
Оказывается для сложных взаимоотношений и в обществе и семье и в мире есть простое решение, за которым кроется глубокий смысл и много усилий.
Может стоит нам всем постараться.....?

Похоже, что нет другой альтернативы, кроме, как пересмотреть отношение к тем, кто рядом, в том числе, в Граде.

УЛЕЙ И ПЧЁЛЫ

В просторном улье миллионы пчел удовлетворяли тщеславные запросы других пчел, занятых только потреблением.
Процветали в улье грабители, фальшивомонетчики, маги, сводни, игроки, священники…
Все дельцы были так или иначе мошенниками.
Адвокаты разоряли своих клиентов; защищая проходимца.
Врачи стремилась к фиктивной практике.
Важный вид и задумчивый взгляд – этим исчерпывались средства для обретения репутации ученых мужей.
Министры, безнаказанно грабили королевские сокровища.
Органы правосудия были подкуплены, и карающий меч настигал только неимущих пчел.
Парадокс в том, что пороки отдельных лиц способствовали всеобщему благу. Даже самые большие злодеи делали что-нибудь для общего блага. Как в концерте из сочетания прямо противоположных звуков рождается гармония, так члены этого общества, следуя совершенно разными путями, словно бы даже против собственной воли, помогали друг другу. Роскошь и тщеславие давали работу миллионам бедняков. Зависть и самолюбие способствовали процветанию искусств и торговли.
Поскольку порок порождал хитрость, а хитрость пронизывала всю деятельность, постепенно улей наполнился всеми жизненными удобствами. Подлинные удовольствия, радости жизни, удобство и досуг стали столь обычными вещами, что даже бедные Зажили так хорошо, как никогда не жили прежде. Это общество теперь не нуждалось ни в чем.
Главный аргумент автора: жизнь пчелиного улья, зеркала человеческого общества, протекает в «разложении» и в довольстве. Улей испытывает определенную ностальгию по добродетели, и просит о том, чтобы обрести ее вновь. Когда просьба удовлетворена, происходит удивительное превращение: с пороком исчезают активность и благополучие, а на их место, в условиях сильно поредевшего роя, приходят бездеятельность, бедность и скука.

См.: Мандевиль (1670-1733) Басня о пчелах, или Пороки частных лиц – блага для общества (1714).

Обратите внимание - начало восемнадцатого века.
Н.время - - "то ли еще будет"

"ТРИАРИИ" 19 и 20 вв.

Сильный правитель – сильная армия.
Каков поп, таков и приход,– вполне справедливо применительно, например, к цепочке: Старая гвардия Наполеона (по сути те же триарии Рима)-- гвардейцы Николая II.
Исторический аспект. "Триарии" императора Франции все до единого полегли под Ватерлоо. Биография царской гвардии трагически завершилась в Первую мировую.
Экономический аспект. Традиционно триарии набирались из состоятельных слоёв общества, т.к. их вооружение стоило дорого и приобреталось за собственный счёт. Эта тенденция не исчезла и впоследствии.
Амбициозный аспект. 1) Сногсшибательная амуниция не является залогом победы в бою; 2) отборный личный состав всё-таки необходимо обучать, а это сложно, когда на первый план выходят придворные обязанности гвардейца; 3) офицерский состав сплошь из заносчивой аристократии; 4) гонор, пустые амбиции и желание «тянуть лямку» не сочетаются; 5) пропасть между лощёным поручиком и "нижним чином".
Все царские "триарии" сгинули в белорусских болотах в 1914-15 гг.; исчезли подобно «ворчунам», как называл костяк своей армии император Франции.
Можно лишь предполагать, что в «окаянные дни» 1917 г. лишь один надежный полк Гвардейцев смог бы удержать ситуацию в столице Империи.

ПЧЕЛА И УЛЕЙ

I. Улей как полис
Император Аврелий мыслил категориями древних греков, для которых полис (Афины, Спарта, Сиракузы, Эфес, и т.д.) есть отдельное, самостоятельное государство. Один из признаков государства – территория. Полноценное существование пчелиного государства невозможно без своей территории – улья.

II.

Когда пчеловод стал главным лицом Града (пасеки)

Пчёлы существуют миллионы лет, а добротные жилища для них появились недавно. В 18 в. таковыми стали ульи украинца Прокоповича, позднее возникла конструкция Дадана-Блатта. В результате – бурное развитие пчеловодства. Пчеловод стал хозяином положения в Граде, а до изобретения улья эта роль в основном принадлежала пчёлам.

III. Трудный период в жизни общественного насекомого

Грозные испытания 20 в. коснулись и пчелы. С появлением колхоза для общественного насекомого наступили нелёгкие времена.
Цель жизни коллективного хозяйства отчётность. Главное – не снизить показатели, по молоку и мясу прежде всего. А сколько там натаскало в улей насекомое, руководящие органы не переживали, спроса за это не было.
Чем хуже для пчелы, тем легче для хозяйства. От председателя колхоза можно было услышать: «Кипятком бы заварить этих пчёл, пустая морока с ними». Однако летом «поголовье», скрепя сердце, необходимо было восстановить. Если, скажем, числилось на пасеке 50 ульев, то не меньше должно быть и на 1.01. следующего года. И так из года в год.

СОВЕТСКИЙ ПАСЕЧНИК Ф.П. ГОЛОВАТЫЙ

Пчёлы внесли свой вклад в великую победу нашего Града.
Пасечник Ф.П. Головатый (1890-1951) в 1942 и 1944 гг. передал 200 тыс. рублей на постройку двух боевых самолётов. Ферапонт Петрович был удостоен звания Героя Социалистического Труда, избран депутатом Верховного Совета и стал самым известным советским пчеловодом.
См.: БСЭ, изд. 3-е, 1972, стр 21.

  • 1