А под чертой - пара строк об авторе.
СУНДУК
Это здоровенный деревянный ящик с плотной, довольно массивной крышкой, в котором хранились ценные и не особенно ценные вещи семьи. Откуда это пошло, неизвестно, но я помню, что у бабушки Марии и дедушки Федора (родителей моей мамы) был такой огромный сундук, бабушка хранила в нем холсты, свой «праздничный наряд», а дедушка - особенно ценные продукты питания. Ключи от сундука были у дедушки. Мне помнится (я часто бывал у них в гостях), моя мама посылала меня к бабушке, и я с удовольствием ездил на самодельных коньках по реке Реут в Рощу.
Помню такой случай. Семья задумала попить чаю, дедушка Федор открыл своим ключом «хранилище» семьи, достал кусок сахара, который как он говорил, обменял на валенки (он занимался их «валяньем»). Кусок сахара был очень большой, почему-то я помню – с голубым оттенком. Он достал щипцы, откусывал по кусочку и давал каждому.
Хранились вещи в сундуке в особом порядке. Сверху – те вещи, которые необходимы для праздников (наряды), а далее шли вещи уже ношенные, которые были необходимы на всякий случай, а на дне сундука хранилось всякое ношенное «барахло» (а вдруг когда-нибудь пригодится?). Такой же сундук был и у моих родителей.
Почему я начал писать о сундуке, о его содержимом? Да это ведь как наша жизнь…
Это - сундук, в верхнем слое которого – порядочность, справедливость, любовь к близким, уважение к людям, верность, доброта, совесть.
Дальше – любовь к людям по принципу «относись к людям так, как ты хотел, чтобы они относились к тебе», уважение к коллективу, соседям.
А на дне сундука – злость, зависть, предательство, непочитание родителей, высокомерие, нелюбовь к семье, близким, ссоры, склоки и другие пороки.
В последний день 2017 года. 31 декабря, я прошу всех своих родных и близких: постарайтесь в жизни не переворачивать содержимое сундука, не старайтесь менять его «уклад»…
______________________________________________________________________
Эти строки написаны моим старшим братом Василием Павловичем Окороковым.
Для нас они, как завещание.
Но. Глубокий смысл "жизненного сундука" шире границ внимания семейного круга.
Тем более, что Василий Павлович всегда по жизни - умен, благороден, добр, глубокопорядочен.
А размещаю его последний рассказ -завещание потому, что он таковым и является.
Если вам не трудно, дорогие друзья, пожелайте душе Василия Павловича легкой дороги.
Вышел мой брат из поезда жизни на своей остановке 22 января 2018 года.
Заранее благодарю всех, кто сейчас произнес имя -Василий.
Ирина Г.
О задумке этого рассказа мне рассказал мой папа перед Новым Годом. Я попыталась угадать, к чему же придем в финале? Предположила: "это, наверно, про сундуки наших мыслей, да? Про наши головы-сундуки, где хранится много чего?" - "Бери шире, это - про нашу жизнь..."
Благодарю всех, кто прочел рассказ, у кого он вызвал ответные размышления, кто нашел созвучия в своей душе. Спасибо вам сердечное!
Лия Варакс
Всё верно, всё верно: надо стараться не переворачивать содержимое!
И мой папа учил меня с детства жить именно по такому принципу: "относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе". Заповедь Иисуса Христа, золотое правило нравственности.
У Василия Павловича еще очень много таких мудрых, интересных, житейских, жизненных рассказов есть. Спасибо!
Царствие Небесное, Василий!
Re: Лия Варакс
Царствие небесное рабу Божьему Василию!
Пусть земля ему будет пухом!
Ирина Г.
Ю.И.
Автору рассказа низкий поклон и царствие божие.
Re: Ю.И.
В крестьянстве не в заводе было что-либо выбрасывать из избы. «Прасорить», как выражаются в Вятском регионе. Самое ветхозаветное хранилось в лубяном коробе на «подловке» (чердаке). В детстве разрешалось извлекать оттуда и запоем читать номера журнала «Нива» начала XX века с потрясающими сюжетами, подобных которым в последующей периодике уже не было.
В «клети» (пристройке) стоял сундук с наброшенной петлей для замка, который никогда не навешивался. Тяжёлая крышка окована полосками железа и красочно разукрашена: крестьянская душа неосознанно тянулась к прекрасному, в чём убеждали также яркие плакаты времён Гражданской и Второй мировой, висящие на бревенчатых проконопаченных мхом стенах Здесь встречались минимум четыре эпохи, начиная с пореформенной второй половины 19 столетия. То же самое было и в лубяном коробе. На подловке бабушка хранила религиозную литературу, перемежающуюся богоборческими изданиями 20-х годов. В клети стоял ткацкий станок, всегда готовый к работе, к потолку подвешена деревянная зыбка; хранился набор столярных и слесарных инструментов.
Из материальных ценностей, хранящихся в сундуке, запомнились рулоны домотканных холстов, так называемая «партянина»; шёлковая, неподражаемо-приятная на ощупь новёхонькая кофта с длинным вертикальным рядом пуговок, каких ни в продаже, ни на нарядах брендовых красавиц более видеть не приходилось. Таким образом, одна из функций старинного сундука историко-познавательная. А ещё – экономико-сберегательная и нравственно-укоризненная. Кофта, самая ценная вещь бабушкиного гардероба с её молодых дореволюционных лет и до кончины в 1961 году, так и осталась в одиночестве. И не проходит чувство вины, что внук ничем не пополнил бабушкин сундук.
----------------------------------------
ГЛУБОКОЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЕ РОДНЫМ И БЛИЗКИМ АВТОРА РАССКАЗА-ЗАВЕЩАНИЯ.
Насколько могу судить, день 31 декабря знаковый для клана Окороковых. Думается, здесь нет места мистике, но юная племянница, унаследовав замечательные качества дяди и всех своих родных, переймёт эстафету и пополнит семейный сундук.
С уважением,
Черных И. П.
Ирина Г
Людмила Викторовна
Искренне сочувствую всем близким родственникам Василия Павловича. С ним лично не была знакома, но слышала много хорошего от младшей сестры Галины Павловны. Окороков В.П. был хорошим, добрым человеком и удивительно талантливым. Летом прошлого года прочитала рассказы, которые основаны на реальных событиях его жизни. Была удивлена и восхищена литературными способностями Василия Павловича.
Светлая ему память!
Re: Людмила Викторовна
Не местная
Re: Не местная
В.А.
Прочитав рассказ Василия Павловича хочу сказать, что сундуки у всех нас разные и стоит каждому покопаться в своем и посмотреть, в такой ли последовательности лежат там вещи?
Очень мудрый рассказ, с глубоким смыслом.
Мы будем помнить рассказ и автора- Василия Павловича Окорокова!
Царствие небесное Василию и глубочайшее сочувствие родным.
Re: В.А.
Ирина Г.
Ирина Г.
Ирина М.
Я стопроцентный городской житель. В деревне была только в детстве да и то два раза, но помню как бабушка из сундука доставала для нас, унущещек, гостинец - слегка подпорченные от долгого хранения, дефицитный экзотический фрукт -апельсин, привезенный из Москвы ее сыном. Это был самый дорогой сердцу гостинец.
Когда бабушка умерла из этого сундука достали вещи "длинною в жизнь". Тогда я поняла, что бабушка , оставшись одна, после смерти мужа, поднимая одна семерых детей, и пряла пряжу, и вязала, ткала половики. И много еще чего было там, свидетельствовавшего о не легкой и честной жизни простой крестьянской семьи.
Re: Ирина М.
Жизнь наша так устроена, что поневоле приучает к сдержанности в выражении своих чувств, с годами становимся всё более и более осмотрительно-охлаждёнными людьми, особенно если выпало занять «должность». В этом есть свой резон: кому охота стать объектом для насмешек. Но бывают мгновения, когда наложенные на собственную душу путы ослабевают, полностью или почти они спадают, пожалуй, только у наших великих поэтов, не случайно и пребывают они на этом свете меньше других.
То, что Вы сейчас переживаете, пришлось испытать в 19-летнем возрасте, поэтому, думается, хорошо Вас понимаю.
22 января Ваш отец убыл в бесконечную командировку, но только не для Вас, всегда он будет подсказчиком, советчиком, болельщиком, как и при физическом присутствии. Просто сейчас вы в разных измерениях. Пусть не покажется банальностью, но верится, что души ваши не поддадутся коррозии беспамятства. Он – в Вас, Вы – в нём. Это навсегда.
С уважением, Ч.И.П.
Ирина Г.
Аникина Наталья Александровна
Потом появилась вторая книга, за ней третья, опять в форме рассказов, часто очень коротких, но ярких. Читаешь книги и видишь, каким тяжелым было детство, пришедшее на годы войны в условиях немецкой оккупации: голод, холод, нищета. Нелегкими были послевоенные годы, годы перестройки, да и современный мир раем не назовешь. Многие люди, пережив такое, ожесточаются, озлобляются. Они становятся завистливыми и видят все, что их окружает в сером и черном тонах. Жизнь Василия Павловича и его книги – урок для тех, кто по каким-то причинам разучился жить в согласии с собой и с миром, утратил веру, надежду и любовь, без которых жизнь теряет смысл. Советую всем прочитать книгу «Проза жизни», прочитайте, не пожалеете. И еще обязательно обратите внимание на названия рассказов. Очень хочется верить, что в скором времени будет издано все, что написал Василий Павлович Окороков, а мир станет таким добрым, о каком он мечтал.
В свое время Николай Заболоцкий написал стихотворение «Не позволяй душе лениться», и в нем есть замечательные строчки: «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь!» Светлая душа Василия Павловича – великая труженица, при этом любящая, добрая и совестливая.
Глубокое соболезнование Ирине Васильевне, Галине Павловне, всем родным и близким. Царствие небесное Рабу Божию Василию! Светлая память!
Re: Аникина Наталья Александровна
Человек - каждый - неповторим.
И, конечно, для близких и родных, друзей, коллег, всегда тяжело переживать уход в неизведанное пространство.
Мы тоскуем, потому что лишаемся возможности встреч, общения, "чувства локтя".
Но. Закон есть закон.
Человек запрограммирован на конечное краткое пребывание на Земле.
Не случайно, жизнь названа мигом. Так оно и есть.
Благодарим Вас за прекрасный, успокаивающий тон Вашего отклика.
Желаем Вам здоровья и благословенных дней.
Людмила Кожанкова
Я выражаю Вам свое понимание и моральную поддержку: никто не умирает, а только засыпает.
Я не знала о том, что у Вас есть брат, и, конечно, не могла знать его самого. Прочитав чудный рассказ, сотканной мудростью прожитой жизни, хочу поблагодарить Василия Павловича за добрые заповедные наставления. Царство Небесное рабу Божию Василию, и вечный ему покой.
Re: Людмила Кожанкова
Спасибо.
Настроитесь заглянуть - буду рада.
Есть о чем поговорить.
елена
видеть средь людей людей, не леденцов - не сахарной услады; но коли ложь есть жизни образ, то что ж тогда без о-о-образие будет?
Re: