Галина Павловна Окорокова (gp_okorokova) wrote,
Галина Павловна Окорокова
gp_okorokova

КРЫЛЬЯ

Вначале –небольшая притча. Шел по дороге человек, а навстречу ему шла старость. Остановился человек, снял шляпу, поклонился старости и сказал: «Здравствуй, старость. Спасибо, что встретились. А могли бы и не встретиться».

Проблемы третьего возраста, активного и здорового долголетия обсуждались на только что завершившейся межрегиональной конференции. Много лет назад организации Союза женщин России и общества «Знание» Курской области были первыми объединениями, предложившими новые формы работы со старшим поколением, людьми третьего возраста - золотым запасом России. Нами были созданы народные университеты для пожилых людей, попавших в ловушку информационного вакуума, шоковой терапии, всего того, что с большим трудом поддавалось тогда определению «рыночная экономика». Встречи с врачами, социальными работниками, учёными, священнослужителями, консультации, развитие творчества, организация выставок работ пожилых людей – всё было направлено на моральную, психологическую и экономическую поддержку этой категории граждан. По сути, для них, завершивших активную трудовую деятельность на идеях построения развитого социализма, начиналась неизведанная жизнь в новой социально-экономической формации, в новом социуме.

Но жизнь меняется, народные университеты появляются теперь повсеместно и цель у них – повысить человеческий потенциал, помочь заниматься тем делом, о котором человек долго мечтал.

Без активного и здорового старшего поколения России не обойтись сегодня и особенно в будущем. Это крылья, на размахе которых удержатся многие представители последующих возрастов. Это давно поняли и в Европе. Не случайно, как подтвердила международная конференция в Грацком Университете Австрии, европейские вузы становятся университетами непрерывного образования, частью деятельности которых являются центры Weiterbildung, где обучаются пожилые люди.

Но вот беда. Система образования людей третьего возраста складывается в России исключительно инициативным путём, без особой поддержки со стороны государства. Мы предлагаем рассмотреть возможность включения в проект ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при его доработке положение о том, что частью системы непрерывного образования граждан в рамках стратегии «образование через всю жизнь» является и обучение пожилых людей. Это будет соответствовать ключевому положению Меморандума непрерывного образования Европейского Союза о необходимости увеличения инвестиций в человеческие ресурсы.

И ещё. Наш опыт свидетельствует: надо начинать работу по выделению граждан четвёртого возраста (после 80 лет). Именно они более всего нуждаются в помощи и уходе. Возникают проблемы с памятью, элементарными функциями по самообслуживанию – надо помогать им как можно дольше обходиться без посторонней помощи. Будет уместным участие и самих граждан третьего возраста в создании групп самопомощи, и общественных объединений.

В третьем возрасте люди полны жизненной энергии и творческих возможностей. Они креативны, знают и любят жизнь. Они помогут подскажут, посоветуют. Они – ваши крылья.

И два пожелания. Гражданам третьего возраста – зажигайте молодёжь! Молодёжи – стать в своё время сеньорами (старшими) –см. притчу.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments