Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

КУЛЬТУРНЫЙ МИНИМУМ

На днях по ТВ Беларусь-24 слушала интервью с временным поверенным США в Белоруссии Роландом Скоттом.

Прекрасный, чистый, корректный русский язык. Сказал, что, будучи студентом, решил выучить русский, чтобы читать Толстого и Достоевского в оригинале. Беседа с ним проявила, что господин Скотт – пацифист и вегетарианец, миролюбивый и ответственный МИДовец из другой страны. Человек высокой культуры.

Подумала: ведь как важно, чтобы молодой человек не прошёл в молодости мимо того, что можно назвать культурным минимумом. Остаётся понять, что отнести сюда.

Что нужно прочесть в обязательном порядке?

Какую музыку надо слушать обязательно?

Какие художники составят строчку культурного минимума?

Какие славные имена малой родины, в которой живёшь, должны быть в твоём «рюкзаке»?

Например, в Курской области: Константин Воробьёв, Евгений Носов, Георгий Свиридов, Надежда Плевицкая, Александр Дейнека, Ефим Чепцов, Аркадий Гайдар – кто ещё?

Насколько велика роль в духовном развитии человека сокровищницы православия- Курской Иконы Богородицы «Знамение», Одигитрии Русской зарубежной православной Церкви. В целом, монастыря «Коренная пустынь».

Как быть с соседями? Музей И.С.Тургенева во Мценске, Ясная Поляна Л.Н.Толстого – хотя бы один раз, но надо побывать и там, верно?

А лучшие художественные галереи страны? А театры?

А как обойти стороной мировое художественное наследие?

Так где начинается и заканчивается тот самый «культурный минимум»?

Или : «есть у революции начало, нет у революции конца»? Так будет вернее?

Студенты, молодые люди ждут Вашего совета.

К ним присоединяюсь и я.

Заранее – спасибо.

Всё смеётся

В нашем городе живёт прекрасная молодая художница, член Союза художников России. В Доме знаний организовывались персональные выставки её работ.

У художницы растёт маленькая дочка Маша. Мама и дочка – неразлучные подружки. Маша, как только появляется в нашем Доме, сразу просит листок бумаги и карандаш. Несмотря на свой шестилетний возраст, она уверенно держит карандаш в руке. Уже через минуту «из-под кисти» начинают возвращаться обратно карандашные рисунки.

Заметила одну особенность: всё, что Маша изображает – фрукты, овощи, цветочки – всё весело смеётся. Даже лимон. Даже картофелина.

И, Слава Богу. Нельзя же держать народ в оцепенении от не стихающих рассказах об авто, авиа, ж/д катастрофах, других происшествиях и катаклизмах.

Видимо, нужны такие маленькие Маши – как противовес, как противоядие, как баланс позитивных сил.

Посмотрите, пожалуйста, на приложенные рисунки. Это – релакс. От милой и мудрой девочки Маши.


Кликните по изображению, чтобы открыть в реальном размере.

Великий мистификатор и тайнописец

Эта запись – для выходных дней, дорогие друзья. Сейчас в Санкт-Петербурге в выставочном центре «Перинных рядов», что рядом с Гостиным двором, открыта выставка литографий и иллюстраций Сальвадора Дали к нескольким литературным произведениям.

Великий и неординарный человек Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 года в Испании, в небольшом городе Фигуэресе, Каталония. В своей автобиографии он напишет, что рисовать начал с четырёх лет, а в 10-ти летнем возрасте уже уверенно и твёрдо держал карандаш и кисть в руке. При жизни художника называли и гениальным, и сумасшедшим, и тайнописцем, и мистификатором.

Поэтому, было бы ошибкой, будучи в СПб, пройти мимо этой выставки. Более трёх лет создатели выставки собирали из частных коллекций Европы и Америки иллюстрации к новелле Проспера Мериме «Кармен», повести Педро де Аларкона «Треуголка». Особое место в экспозиции занимают «летящие» рисунки к «Приключениям Алисы в стране чудес» Льюиса Кэррола. Очень нестандартны «Далинианские лошади». Не пройдёшь и мимо триптиха «Трилогия любви». Многослойность, скрытые и мельчайшие детали присутствуют практически во всех произведениях автора. Переходя от одной работы к другой, действительно, чувствуешь, как «стекается» время, как погружаешься в этот придуманный мир, имя которому в искусстве – сюрреализм. «Сюрреализм – это я» – говорил С. Дали о своём творчестве.

Жизнь и творчество художника были полны неожиданными виражами, намеренно создаваемыми Дали. Следует заметить, что десятки лет музой была его русская жена Гала. Именно она сутками, днями и ночами находилась рядом, поддерживала его, помогала во всём, терпела юных девушек, которыми увлекался гений.

Уходя с выставки, меня не оставляло ощущение, что что-то очень знакомое, похожее уже видела недавно. И вспомнила. Около двух лет назад с немецкими друзьями посетила в Германии большую выставку Хуана Миро (1893-1983), испанского художника, главным принципом направления которого было освобождение творческого подсознательного начала из-под контроля логики и разума – сюрреализм. Теперь ясно, что и Дали и Миро создавали в Испании данное направление в живописи, которое и сегодня не оставляет равнодушными тех, кто увидит их работы. Они и похожи, и разные.

…Мой молодой спутник Алексей приобрёл на выставке комплект открыток, на которых отражена (к сожалению, не очень качественно) часть выставочной экспозиции. Ниже размещены сканы этих открыток.

Расширить своё знакомство с работами Сальвадора Дали можно здесь.

Работы Хуана Миро – здесь.



Наведите указатель мыши на фотографию для просмотра названия.
Кликните по изображению, чтобы открыть в реальном размере.


78999_original

1 002

1 003

1 004

1 005

80222_original

Дали1 001

Безумное чаепитие

Дали4 001

Дали5 001

Дали6 001

Застывшая эпоха

Во время недавнего пребывания в Брянске удалось посетить музей народных художников СССР братьев Ткачёвых. Алексей Петрович и Сергей Петрович передали в дар родному городу Брянску свыше 1000 единиц наименований для музея: картины, эскизы, наброски, фотографии, афиши.

Братья Ткачёвы писали картины почти всегда в соавторстве. Редко можно увидеть только одну подпись. Удивительным кажется их высокий родственный и творческий союз. Старший брат воевал, ушёл на фронт в 1941 году, получил тяжёлое ранение. Оно давало о себе знать всю последующую жизнь. Младший, как мог, поддерживал его. У одного брата есть семья, дети, внуки. У другого – семейные узы не сложились. Братья всегда, – и в горе, и в радости – вместе. Сейчас их возраст за 90 лет. Слава Богу, оба здравствуют, живут в Москве.

В музее представлена, прежде всего, живопись. По сути, на стенах разместилась целая эпоха. Эпоха, которой уже нет. В первом зале мы видим жанровые сюжеты картины родной деревни Чучонки, портреты родителей, соседей, крестьян, детей. Убогость жилья, тёмные лица крестьян, узловатые руки, тёмные, почти черные тона красок передают нерадостность бытия…

Отдельно представлена тема войны, которую один из братьев видел воочию.

Послевоенная тематика – это гимн жизни и человеку. Особенно радуют картины, где изображены дети. Так как художники работали, в основном, на пленере, то и картины их содержат много света и воздуха. Прекрасно передаётся настроение в полотне, где группа девочек стоит на дощатом причале на Волге. Или: дети присели, как на насесте, на деревянной изгороди, на их головах ромашковые веночки, а позади – широкий зелёный луг с пасущимися коровами. Безмятежность, покой и вечность бытия – так передают братья общее настроение, характерное для 60-70-х годов прошлого века.

Радуемся за брянцев. Иметь такой музей в провинции, как принято говорить, это великое дело. Хоть эпоха и застыла на стенах, но воздействие на посетителя экспозиции, его сознание – необычайно сильное. Как книгу, можно читать события 20 века, отражённые в красках. Спасибо братьям Ткачёвым. Спасибо руководителям Брянщины, создавшим и поддерживающим музей в идеальном порядке.

Остаётся мечтать, что и в Курске однажды появится свой художественный музей. Не просто выставочный зал, не просто 2-3 работы мастера в галерее. Хочется, как в Брянске, увидеть добротное строение, в котором последовательно видишь эпоху в лицах, природе, сюжетах. Например, в Курске живёт народный художник СССР Василий Иванович Ерофеев. По итогам конкурса общественного признания 2013 года он признан «Человеком года». Пишет картины не менее полвека. Представьте себе: вы приходите в музей курских художников и в нескольких залах можете насладиться очень хорошей живописью нашего земляка, талантливого творца В.И.Ерофеева…

Пожелаем руководителям нашей области и города в недалёком будущем принять такое решение.

В пользу граждан.

В пользу подрастающего поколения.


Картины братьев Ткачевых

Одинокий творец

Перевернула последнюю страницу в книге Давида Азио «Ван Гог». Это издание в серии ЖЗЛ увидела недавно в магазине «Москва», что на ул.Тверской, и, конечно, не могла пройти мимо.


Винсент Ван Гог относится к художникам, у которых миллионы поклонников. В Америке, Европе, Японии - везде восхищаются его талантом. В конце прошлого века некий богатый человек из Японии купил вангоговские «Ирисы» за 97,5 миллионов долларов, установив мировой рекорд двадцатого века по заплаченной сумме за произведение искусства.

Более тридцати лет собираю любые материалы о жизни и творчестве великого голландца. Многие друзья и знакомые за рубежом, зная об этом увлечении, заранее готовят чудесные подарки: хорошо изданные художественные альбомы, календари, копии картин. Более того, несколько лет назад немецкие друзья пригласили на отдых в Прованс (юг Франции) и мы совершили поездку в Сен-Реми. Там, в клинике для душевнобольных людей Ван Гог провёл несколько месяцев. Были в его палате, в ней до сих пор стоит кровать художника. Можно было подойти к окошку с металлической решёткой. Именно из этого окна открывался больничный дворик, который запечатлён в серии работ из Сен-Реми. Моя знакомая из Цюриха специально организовала посещение частного музея, в который мы долго добирались по горной дороге. Поездка того стоила: увидеть рисунки Ван Гога. Безусловно, как только появляется возможность попасть в Музей изобразительного искусства им.Пушкина в Москве или в Эрмитаж, знаю, где и какие работы художника размещены. Смотреть на картины Винсента можно бесконечное количество раз. Они живые. Они удивительные.

А ведь при жизни Винсент, именно так он подписывал свои картины- Vincent, - был, пожалуй, самым бедствующим из собратьев по кисти. Всю свою короткую жизнь (1853-1890) считался в своей семье неудачником. Родители его не понимали, женщины - отвергали. Рисовать он начал только в двадцать семь лет, успев побывать и в роли продавца картин, и священника, и учителя. Жить ему было отмерено тридцать семь лет и несколько месяцев. В тридцать лет он пророчески напишет брату Тео: «Что касается времени, которое осталось мне для работы , я полагаю, что моё тело выдержит ещё сколько –то лет, скажем от шести до десяти… Одно только я знаю твёрдо: я должен за несколько лет выполнить определённую работу. Я нужен миру лишь постольку, поскольку я должен рассчитаться со своим долгом и выполнить свою задачу… В благодарность за это я оставлю о себе память – в виде рисунков или картин, которые могут не понравиться отдельным группам или школам, но зато полных искреннего человеческого чувства».

От первой лучшей работы «Едоки картофеля» до известных всему миру «Подсолнухов», «Ирисов», «Кипарисов», от автопортретов до космической «Звёздной ночи», до фигуры старика «На пороге вечности» - везде видится образ одинокого творца, великого художника Винсента Ван Гога.

Наследники Винсента передали полотна художника в Нидерланды. В 1973 году в Амстердаме создан музей Ван Гога. Давно мечтаю побывать там. Можно собраться и небольшой группой. Можно сделать автобусный тур. Кто – за?

Галерея картин Ван Гога

Сомерсет Моэм (1874-1965). Вечные вопросы?

Предисловие: Впервые познакомилась с талантом известного английского писателя Сомерсета Моэма много лет назад. Потому, что его роман «Луна и грош», посвящён творчеству Поля Гогена.
Поль Гоген, в свою очередь, «прилегает» к французским импрессионистам, чьи работы стараюсь обязательно увидеть в разных художественных музеях у нас и за рубежом.
К Рождеству 2011 года одна из немецких подруг, гостившая у меня прошлым летом, прислала великолепно изданный, красочный альбом Поля Гогена. В нем оказались хорошо знакомые работы, а также новые для меня.
Снова потянуло перечитать «Луну и грош».
Открытие: Оказалось, что образ П.Гогена (художник Чарльз Стрикленд) вполне согласуется с тем, как был сформирован много лет назад. Хотя, например, в романе нет такого важного события, как возвращение Гогена во Францию и встреча его с Винсентом Ван Гогом в Провансе. Ван Гог, как известно, был одержим идеей создать общий дом для художников, работать, общаться и т.п. Нищий Гоген поддался на уговоры. Чем всё закончилось, вы знаете: отрезанным ухом Винсента. По одной из версий, это сделал Гоген (абсент!?), наутро после инцидента спешно отбывший в Париж, затем - на Таити, откуда уже не возвратился. Завершение жизненного и творческого пути художника для меня является сильной частью романа.
Открыла же для себя заново С.Моэма.

Несколько зарисовок из романа:

«…Любовь – это забота и нежность… в любви есть много милосердия, желания защитить любимое существо, стремление сделать добро, обрадовать – если это и не самоотречение, то во всяком случае, удивительно хорошо замаскированный эгоизм, - но в ней есть и некоторая робость… Она отрешает человека от самого себя, и даже завзятый ясновидец хоть и знает, что так оно будет, но реально не в состоянии себе представить, что его любовь пройдёт. Любовь облекает в плоть и кровь иллюзию, и человек, отдавая себе отчёт в том, что это иллюзия, всё же любит её больше действительности. Она делает его больше, чем он есть, и в то же время меньше.. Он перестаёт быть самим собой. Он уже не личность, а предмет, орудие для достижения цели чуждой его цели, чуждой его «я».

«Люди говорят о красоте беззаботно, они употребляют это слово так небрежно, что оно теряет свою силу и предмет, который оно должно осмыслить, деля своё имя с тысячью пошлых понятий, оказывается лишённым своего величия. Словом «прекрасное» люди обозначают платье, собаку, проповедь, а очутившись лицом к лицу с прекрасным, не умеют его распознать. Они стараются фальшивым пафосом прикрыть свои ничтожные мысли, и это притупляет их восприимчивость. Подобно шарлатану, фальсифицирующему тот подъём духа, который он некогда чувствовал в себе, они злоупотребляют своими душевными силами и утрачивают их…»

Художник Дик Струве (у него « было нежное, великодушное сердце и повадки шута, безошибочное чувство красоты и умение писать только пошлые картинки, удивительная душевная деликатность и вульгарные манеры») после самоубийства жены говорит: «Мой отец хотел, чтобы я тоже стал плотником. В пяти поколениях переходило у нас это ремесло от отца к сыну. Может быть, в этом мудрость жизни: идти ни направо, ни налево. Маленьким мальчиком я говорил, что женюсь на дочке соседа –шорника. У девочки были голубые глаза и косички, белые, как лён. При ней всё в моём доме блестело бы, как стёклышко, и наш сын перенял бы моё ремесло…

…Жизнь груба и жестока. Никто не знает, зачем мы здесь и куда мы уйдём. Смирение подобает нам. Мы должны ценить красоту покоя. Должны идти по жизни смиренно и тихо, чтобы судьба не заметила нас. И любви мы должны искать у простых, немудрящих людей. Их неведение лучше, чем всё наше знание. Надо нам жить тихо, довольствоваться скромным своим уголком, быть кроткими и добрыми, как они. Вот и вся мудрость жизни».

…………….К слову, в начале прошлого века С.Моэм был в России. У него есть своё видение России и русского народа. Об этом он написал в «Подводя итоги». Для тех, кто ещё не успел познакомиться с этой работой, в следующий раз поделюсь. Хотя соглашаться с выводами великого англичанина трудно.