Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

"МОЙ" СЕКРЕТАРЬ РАЙКОМА КОМСОМОЛА

Отшумели  торжества, связанные с  празднованием 100-летия ВЛКСМ.

Как ни  судите, а  комосомол   для молодых людей был-таки школой жизни.

Практически у всех, кто вступал в комсомол, в памяти оставался этот день надолго. Или навсегда.
Поделюсь с вами  своими переживаниями  об этом времени.

... Стоял жаркий август.
Я работала  на току  совхоза "Реутчанский".
Вместе с другими женщинами   готовили  убранный с полей урожай зерновых для хранения  в амбарах или отправки на мельницы и мелькомбинаты.

В один из дней ко мне подошел  агроном Центрального (нашего) отделения совхоза  Юра Дюжев и спросил, сколько мне лет.
Я ответила, что в сентябре будет 14.
"хорошо, - ответил он. - "Значит,  можно  вступать в комсомол".
Он также добавил, что завтра принесет мне устав комсомола, а послезавтра поедем в райком.
Также сказал, чтобы пункт о демократическом централизме  выучила наизусть.

Весь вечер накануне поездки в райком  я читала Устав. Помню, что по вопросу того "демократического централизма"   практически ничего не поняла.
Наутро, с тревогой в душе, стала собираться в райком.
Две косички с  ленточками, белое штапельное платье с мелким рисунком. Оно имело небольшой круглый отложной воротничок, длинный рукав на манжетке и присборено в талии.
Моя мама  умела шить, и платье как раз только что  подготовила мне "к школе".
На босу ногу обула  обычные простые тапочки, так как  ни  о каких туфлях, а, тем более, о босоножках и речи быть не могло. Это было роскошью для нашей семьи.

 На работу в этот день не пошла.
Часов в 12  подъехал на мотоцикле Юра. Оказывается он был комсоргом совхоза, поэтому   и повез меня в райком.

В райкоме комсомола я осталась ожидать в коридоре,  а Юра  вошел в один кабинет, потом в другой.
Видимо, был перерыв,  и никого не было.
Только во втором кабинете был человек.
"Заходи", - сказал комсорг. Сам остался снаружи.

За столом сидел молодой человек и читал газету.
Когда я вошла, он отложил ее в сторону и стал что-то спрашивать.

От волнения  не помню вопросы, заданные   этим комсомольским работником.
Помнится, спросил, что читаю.
С желанием ли вступаю в комсомол.
О демократическом централизме  - точно - не спрашивал.

В заключение сказал: "Принимаем тебя в комсомол".
Из кабинета вылетела, словно  у меня были крылья!
Испытала такое счастье, не передать! Мир сразу изменился, потому что теперь я - комсомолка!
Юра похвалил меня и мы  поехали в деревню.
По дороге  комсорг сказал, что в комсомол меня принимал второй секретарь райкома  и назвал его фамилию, имя и отчество.
Я запомнила.

Прошло два года.
Я уже училась в  Курске, в техникуме.
На втором курсе меня избрали секретарем комитета комсомола.
Как раз была областная конференция,   надо было в ней участвовать.

 Когда стали избирать секретарей обкома комсомола, то  среди них  вдруг увидела и узнала "моего" секретаря Медвенского райкома ВЛКСМ  Валентина Ивановича Харланова!
Было радостно от того, что  я знаю этого высокого, стройного,  благородного молодого человека.

После конференции  пели  комсомольские песни.

Пел и Валентин Иванович. Помню, что он сказал тогда, что его любимая - "ЛЭП-500".  С подъемом исполнили и ее.
Помню  такие слова:
"Седина в проводах  от инея,
ЛЭП -500 не простая линия.
И ведем мы её с ребятами
По таежным дебрям густым.
А вокруг  - горизонты синие.
ЛЭП-500 - не простая линия..."

Так и остался в моей памяти Валентин Иванович Харланов "моим" секретарем райкома ВЛКСМ.

Вскорости его перевели в ЦК ВЛКСМ.
Потом Валентин Иванович был на серьезной дипломатической работе.
Как мне рассказали наши московские   друзья,  работавшие ранее в Курске,  и знавшие  "моего" секретаря райкома, за  операцию по спасению советских  работников одного из посольств ( в буквальном смысле) он был награжден орденом Ленина.

Также они сказали, что в последние годы Валентин Иванович тяжело болел.
А, примерно,  три -четыре месяца назад его  не стало...

Вот и вся история, длиною в десятилетия.
Хотя Валентина Ивановича видела в своей жизни только несколько раз.

Жалею, что не спросила о его судьбе раньше, когда он был жив.
Поехала бы в Москву и поклонилась бы ему за свою комсомольскую судьбу.

А теперь -  желаю душе Валентина Ивановича Харланова  - такого же высокого полета в духовное пространство, как это было и на  Земле.




 

"САМ СОВЕРШЕНСТВА НЕ ДОСТИГ, А ОТ ДРУГИХ ТРЕБУЕШЬ"

Поставила в заголовок фразу из беседы Конфуция с  его современником Рыболовом,  мудрецом.

...Может, потому, что лето очень жаркое.
Может быть, оттого, что  эмоциональное напряжение  у многих  -зашкаливает: повышение НДС, предполагаемое  повышение пенсионного возраста, рост цен на   многие товары и услуги, тарифов на услуги  ЖКХ...
Все эти ежедневно-суетные вопросы обременяют и без того непростую жизнь каждого человека.
В этой ситуации, скажу вам,  и чтение  не является спасением.

Но есть приятное исключение. Обращаться к мыслям  мудрых,  давность которых исчисляется тысячелетиями.
Что изменилось с той поры и каковы советы,  пришедшие  из глубины многих  и многих веков?

Конфуций увидел Рыболова и сказал: "Помогите мне своей мудростью"!

Рыболов ответил: "Рыбак рыбака видит издалека. Но ты ведь занят людскими делами: Сына Неба, князей, знати, простонародья.  Все хорошо, когда каждый на своем месте, согласно своему званию.

Сорняки на полях, крыша с дырой, пища скудна, налоги  не плачены, жена и наложница вздорят, родители и дети не ладят - вот заботы простого человека.

Народ ленив, подручные небрежны, обязанности тяжелы, поручения невыполнимы, искушения велики, но доброе имя дорого, а также ранг и жалованье - заботы знатных.

Подданные мятежны, придворные лицемерны, ремесленники нерадивы, сокровищница пуста, Сын Неба обошел вниманием - заботы князя.

Инь и Ян в смятении, тепло и мороз не ко времени, князья воюют, водят войска, захватывают земли, калечат людей, расточают  богатства; обряды и музыка забыты, нравы в упадке, народ ропщет - это заботы Сына Неба и его советников".

Конфуций вздохнул и спросил: "Но как же избежал ты ошибок?"

Рыболов пожал плечами: " Был один. Боялся своей тени, своих следов. Убегал от них, не зная отдыха.
Как ни спешил, тень не отставала, следов становилось все больше. Загнал себя чуть не до смерти.
А всего-то надо было - остановиться в темноте: и тень исчезнет, и следов не будет.
Так и ты себя загонял в разговорах  о милости и справедливости, тождестве и различии, движении и покое, о правилах вручения   и получения, о равновесии  гнева и радости.
Сам совершенства не достиг, а от других требуешь.
Найди и сохрани в себе истинное, не будет у тебя  тягот."

Конфуций: Что же будет истинным?

Рыболов:
"Истинна искренность, истинно чистосердечие.
Плач по принуждению не опечалит даже скорбящих.
Гнев по принуждению  не испугает даже трусливых.
Нежность по принуждению  не вызовет даже  улыбки.
В скорби  не голосят, а печалятся.
В гневе  не кричат, а ужасают.
В дружбе радуются без улыбок.
Искренние в семье  - почтительны к родителям, ласковы к детям;  на службе  государю совершают подвиг;  на пиру веселы, на похоронах скорбны.
Красота подвигов разнообразна, служение родителям  непрерывно.
Вино пьют  в радости, не выбирая чарок. На похоронах плачут, не спрашивая про обряд.
Обряды - от обычая, истинное от природы. Естество изменить нельзя".

Итог беседы был следующим.
Конфуций попросил  разрешения приблизиться к Рыболову, чтобы  воспринять его учение.
Но Рыболов ответил:" Остерегусь, чтобы не совершить ошибки. Ты уж сам старайся. Я ухожу, я ухожу".

...Что тронуло в диалоге двух мудрецов древности?
То, что все очень узнаваемо во времени. Даже через прошедшие  тысячеления.
То, что ты сам несешь ответственность за свои дела. И мысли.
А также то, что   совершенства не достичь никогда. Хотя стремиться к этому нужно. Согласны?



.

КОМСОМОЛ - 100

Да-да. Именно так:  29 октября 2018 года было бы столетие одной из самых значимых молодежных организаций предыдущей эпохи.

Но.  Четверть века назад  было принято решение о самороспуске комсомола,  из-за  того, что "историческую роль комсомол исчерпал".

Однако, несмотря на   "исчерпанность"  роли,  и сегодня живы многие традидиции, рожденные в эпоху комсомола.
Другие  же, новые идеи,   базируются на    предыдущем опыте. В частности, например, студенческие строительные отряды,  активно создающиеся  буквально в последние годы.

Безусловно, опыт ВЛКСМ  и путь этой организации  одновременно  и героический, и трагический. Как, впрочем, вся  история большой и великой  бывшей страны под названием СССР.

Справедливости ради, вспомню несколько проектов, которые  "пестовал" комсомол.

Так,  например, итогом  двух Всесоюзных ударных комсомольских строек в  Курской области стало  рождение двух  молодых городов - Железногорска и Курчатова.  И сегодня граждане, живущие в них,  представляют  по документам своего рождения  многие регионы не только России, но и других бывших союзных респубник.  Благородные, добротные люди.

В прошлом году в Курске и, уверена, по всей России были открыты  из капсул "письма из 1967 года". В письмах то поколение комсосольцев,  обращалось к далекому потомку из 2017 года, года 100-летия революции.  В письмах содержались  имена  лучшей молодежи, передовиков производства. И - наказ: живите честно и благородно, не забывайте своей истории.

Мое поколение  принимало  в эксплуатацию сельские клубы  "Спутник". А движение называлось "50-летию Октября -  500  клубов "Спутник". Главным управляющим этой работы была Таисия Ивановна Архипова, секретарь у обкома КПСС по идеологии. Очень, кстати отметить, умная женщина.

Комсомольско-молодежные бригады и звенья, молодые работники  животноводства и растениеводства брали повышенные обязательства. Были  на слуху такие  лозунги:  "В труде, как в бою",  "Курское - значит отличное",  "За себя и за того парня", "Военно-техническая двухлетка".  Как уже говорила, студенты выезжали на третий семестр - трудовой.   Они строили стадионы, тиры, пионерские лагеря, фермы. Это было реально, без  прикрас.

Завершая немного ностальгическую запись, утверждаю: для многих  комсомол был "не просто возраст. Комсомол - моя судьба".

... А тем временем в  Курске, как впрочем, по всей стране, создаются оргкомитеты по подготовке к празднованию 100- летия ВЛКСМ.
Почему-то думается, что комсомол и его история никогда не будут в прошлом.

Пройдет еще небольшое время и новая сильная молодежная организация станет настоящей кузницей кадров,   объединяя в своих рядах  самых активных молодых людей  под  новыми  лозунгами. Возможно, они будут звучать так: "За нравственную экономику", "За нравственную политику",   "За  высокую культуру развития человека".
Впрочем, молодые люди сами  придумают, какими должны быть ориентиры.

Главное, не забыть, что любой человенк - только что родившийся или пожилой - это  ценность, которая дороже бриллианта и всех золотых  слитков, так ведь? 

Страна со стертой памятью погибнет без войны или "Дулаг 100" под Порховом

Эта запись - в память  о  безвинно убиенных.
И, как благодарность - неравнодушным псковитянам, прежде всего, нашим подругам  по  женскому союзу.


Предистория такова.
В Союзе женщин России  только что завершился первый обучающий семинар в рамках президентского гранта "Символы малой Родины".

Темой гранта стал  проект  Курского отделения СЖР, который мы приняли  в январе 2017 года под названием "Любимые уголки родного края".  Рассказали об этом на одной из конференций  в Москве.  И были   поддержаны  на федеральном уровне.  Так и получилось, что курский проект  стал российским  -  "Символы малой Родины".
Теперь,  вместе с другими регионами,   мы развиваем идеи проекта, в том числе на различных  столичных площадках, и, по плану 2018 года, - на региональных - в Курске, Пскове, Севастополе, Рязани.

Итак. В Москве, по любимому адресу Глинищевский пер., 6, в СЖР  собрались участники первого  семинара.
Об этом планирую рассказать отдельной записью, но позже.

А сейчас - этот, леденящий душу, рассказ  псковских подруг.

Начало войны - август 1941. Наши войска отступали. Говорят, что был дан приказ - отступая, взорвать все мосты через реку Великая. Таким образом, на отрезаннной территории остались десятки  тысяч  "необстрелянных мальчиков,  мужчин, совсем еще недавно мирных жителей, не умеющих воевать.  Под Порховом,  на территории   бывшего танкового полка,  был создан  немецкий пересыльный лагерь для военнопленных и гражданских лиц.   По железнодорожной ветке  пленных  свозили вагонами.  Они  сами вырывали себе норы, так как не хватало места в помещениях".

Корреспондент "Псковской правды" Ольга Нефедова собрала воспоминания свидетелей (Псковская правда, 23.06.2016)
Они рассказали, что  для содержания военнопленных   отвели три трех-этажных дома и три дровяных сарая, не приспособленных для проживания. Вся территория  была обнесена высоким забором с несколькими рядами колючей проволоки.
Одномоментно  в лагере находилось  25000 - 30000 военноппленых, многие из которых  оставались   и летом и зимой под открытым небом.
Красноармейцы собирались группами  человек по 20, ложились на снег, прижимаясь друг к другу,  и так спали ночью. Многие пленные не имели   шинелей и сапог, сидели на морозе, замотав ноги тряпками.

Распорядок дня  в концлагере  был жестким. Ранним утром  людей  поднимали ударами палок или резиновых дубинок и выгоняли на работу.  Заболевших или ослабших тут же забивали палками до смерти.

В свободное от работы время  "хозяева"  ставили военнопленных  на пни когда-то росших  на территории  лагеря  деревьев  и на поленицы дров, чтобы их  сильнеее продувало ветром.

От голода, побоев, холода ежедневно умирало до 100- 150  военнопленных. Их тела   сбрасывали в рвы, выкопанные за пределами лагеря.  Были случаи, когда  хоронили еще живых людей...

Лагерь просуществовал до февраля 1944 года, когда Порхов и Порховский район  были освобождены  частями Красной армии.
А в конце марта  1945 года на территории Дулага  была проведена   судебно-медицинская экспертиза захороненных трупов военнопленных. Цифра оказась ужасающей - приблизительно 85 000 человек в возрасте от 18 до 55 лет.

А теперь история о сохранении памяти на этом месте.
В советское время, в 1983 году,   было принято решение   о создании памятника  жертвам фашизма на месте захоронений в "Дулаге-100".
Насыпали земляной холм, установили бетонные  стелы, выкопали пруд.
Затем стал разваливаться Советский Союз. Строительство прекратилось и все пришло в запущение.  На костях, находящихся в земле, население стало разбивать огороды, пастбища для скота.  К Озеру слез местные женщины приходили стирать белье.  Здесь  автолюбители мыли машины, другие любители отдохнуть - жгли костры. Само же озеро-пруд заросло травой  и бурьяном. Вокруг были горы мусора.

Однако. Именно Псковский Союз женщин России  инициировал вопрос  о восстановлении   памятного мемориала  "Дулаг 100". "Глас вопиющего", -как говорят наши псковские подруги, - был услышан.  Губернатором области, в Администрации Пеезидента, куда обратились псковитянки.
И - 18 июня 2016 года, накануне Дня памяти и скорби, состоялось открытие мемориала на месте  бывшего  фашистского концлагеря  "Дулаг 100".

Но и это еще не все.
Теперь наши подруги-псковитянки, прежде всего, Наталья Никифорова - лидер  союза, и другие неравнодушные люди взялись за огромную работу по установлению имен тех, кто погиб в концлагере. Уже есть первые имена.  Гражданские активисты ищут эти карточки с именами везде, где они могут оказаться. Например, один немецкий гражданин  где-то на аукционе (или что-то в этом роде)  выкупил 400 карточек с именами военнопленных "Дулага 100" и передал их  во Псков.

А теперь, внимание!
Среди  установленных имен погибших есть фамилии  курских  граждан.
Друзья. Давайте  попробуем найти их родственников, не дадим "кануть в Лету" этим именам, быть стертой памятью страны.

ПЛАКСИН ГАВРИИЛ -  Бесединский район Курской обл., с. Краселко. 1902 года рождения, рядовой. Погиб  в плену 12.02. 1942. ЦАМО. Ф 58 от 977532, д.110  Похоронен в Порхове,  рус.кладбище у восточной казармы.
ПАНКОВ АНАТОЛИЙ - Курская область, Пименово. 1907 года рождения, рядовой, погиб в плену. Похоронен: Порхов, рус. кладбище у восточной казармы.


Материалы  со списками погибших в Фэйсбуке - страница "Слезы матерей", Вконтакте -  группа Слезы   матерей.

На любые дополнительные вопросы ответим, если что - дадим контакты наших   подруг из Пскова.

Приближается 23 февраля - праздник Защитников Отечества.
Вольно или невольно задумываешься: каждая,   без времени отданная жизнь,   где-то там, высоко-высоко, молится о   своей земле, на которой  взращиваются  для мирной жизни новые поколения.
А нынешним Защитникам Отечества - побольше тепла вам, дорогие, - от страны, от семьи, от друзей.
Пусть минует чаша войны вас и ваших детей. И внуков.

ПОЧЕМУ НАМ ИНТЕРЕСНЫ ХАРАКТЕРЫ ТАКИХ ИМПЕРАТОРОВ, КАК МАРК АВРЕЛИЙ?

Случилось вот что.
Читая Робина Шарму нашла  его рекомендации о том, что обязательно должно быть в личной библиотеке.


Среди перечня были  названы и "Размышления" Марка Аврелия.
Что мы знаем об  императоре, правлением которого завершился  золотой век Римской империи?

ВСТУПЛЕНИЕ НА ТРОН. Римский император Антонин  умер 7 марта 161 года. Почувствовав приближение смерти, он привел в порядок  семейные дела и приказал перенести  в комнату своего приемного сына золотую статую Фортуны, которая всегда должна находиться  в покоях императора.

Благочестие Антонина, милосердие, святость  стали предметом единодушных восхвалений. Во все продолжение своего царствования он не пролил  ни одной капли  римской крови и ни одной капли крови иноземной. Во славе наилучшего из государей Антонин  не имел бы соперника, если бы  не назначил  своим преемником человека, равного ему по доброте и скромности,  но сверх того одаренного блеском, талантом, прелестью, которые дают  образу жизнь  в пямяти человечества.

Молодость Марка Аврелия, приемного сына императора,   протекала спокойно и приятно  среди удовольствий сельской жизни. Рядом с ним были наставники - философы, лучшие профессора. Он был обучен греческому языку.  Ораторскому искусству. . Он учился всему, даже живописи..

По внешности Марк Аврелий походил на своих наставников:  одежда простая и скромная, борода не холеная, тело истощенное и исхудалое, глаза, утомлённые работой.

День его  был распределен, как у монаха.
Именено таким взошел Марк Аврелий на трон.

ФИЛОСОФ НА ТРОНЕ. Именно  Марку Аврелию  принадлежит:  "Время человеческой жизни - миг. Её сущность  - великое течение. Ощущение  смутно. Тело бренно. Душа неустойчива. Судьба загадочна. Слава недостоверна... Жизнь - борьба и странствие на чужбине. Посмертная слава - забвение. Но что  же может вывести на путь? Ничто, кроме философии".

ЖИЗНЬ В ВОЕННЫХ ПОХОДАХ.  Не обладая воинственным характером, Марк Аврелий  всю жизнь был вынужден провести  в военных походах. Свои "Размышления" он писал в походной палатке, терзаемый тяжелой болезнью. Эта книга, его личный дневник, также известна под названием "Наедине с собой".  По свидетельству его врача, знаменитого Галена, последними словами императора были: "Кажется, я уже сегодня  останусь наедине с собой".

МАРК АВРЕЛИЙ КАК ГОСУДАРЬ.
Он осуществлял  либеральную политику в высшем  её совершенстве.
Он знает: Государь - первый подданный закона, слуга всего народа.
Он лишь временно располагает  государственным достоянием.
Никакой ненужной роскоши.
Строгая бережливость.
Помощь нуждающимся, истинная, неистощимая.
Доступ к нему лёгкий.
Слово - приветливое.
Во всем - стремление к общественному благу, а не рукоплесканиям.

БЛАГОДЕЯНИЯ МАРКА АВРЕЛИЯ,
Возможно, он грешил избытком  снисходительности.
Но! Последовало заметное улучшение нравов.
Общей политической системе  были присущи глубокие недостатки, но мудрость доброго императора для всего находила временные паллиативы.
Странное дело! Этот добродетельный  государь, никогда  не делавший ни малейшей  уступку ложной популярности, был обожаем народом.
Он был демократ в лучшем смысле  этого слова.
Старая римская  аристократия была ему противна.
Он искал  только заслуги, не обращая внимания на происхождение, ни даже на воспитание  и манеры.
Не находя в среде патрициев людей, пригодных  для поддержания его мудрых правительственных целей, он призывал  на должности людей, благородных только по своей честности.
Общественная помощь при Марке Аврелии достигла высшей точки своего развития.
Жесткое римское право  уступает дорогу справедливости; кротость берет верх  над строгостью; правосудие  кажется  нераздельным с благотворительностью.
Наибольшие благодеяния были оказаны рабам. Раб становится личностью, членом общества. Он владеет свои достоянием, может иметь семью.
Законы об опеке и опекунах Марк Аврелий  сделал образцом  правительственной предусмотрительности.
Налоги, сбор которых озлоблял население, были отменены.

К ЧЕЛОВЕКУ Марк Аврелий  относился как  к существу нравственному, никогда не выставлял его машиной или средством, как часто  делают политики...

Не могу злоупотребить вашим временем, дорогой читатель блога.
Обещаю: в следующей записи  разместить  малую толику "Размышлений" величайшего  древнего императора Марка Аврелия (121-180).

Отзвук Великой Отечественной войны 70 лет спустя

В праздничные мартовские дни навестила родственников в родной деревне.

Как обычно бывает в таких случаях, собрались за столом и пошли разговоры. О деревенских новостях, о детях и внуках, о здоровье, о подготовке к весенним работам на земле.

Надежда Григорьевна Воробьёва, родня в третьем поколении, рассказала, что недавно в школу пришло письмо от волгоградских поисковиков. Они при раскопках на месте одного из боёв Сталинградской битвы обнаружили остатки взорванного советского военного самолёта. В кабине нашли медальон члена экипажа, радиста. Его имя Мотякин Николай Игнатьевич, родом из Медвенского района Курской области.

Односельчане стали думать, кто это мог быть. Подняли похозяйственные книги, архивы. Никакой информации не обнаружили. Но ведь фамилия наша-то, шелковская. Значит и молодой человек, 1919 года рождения – наш, реутчанский.

Моя двоюродная сестра Галина Александровна Серебрякова, живущая в районной центре, узнала об этом поиске и вспомнила давний рассказ своей покойной мамы.

Когда-то её мама Мария Игнатьевна рассказала, что перед войной в их семье Феодосии и Игнатия Мотякиных, появились трое приёмных детей: мальчик и две девочки. Теперь трудно сказать, откуда были сироты. Но факт остаётся фактом: все трое получили фамилию приёмной семьи – стали Мотякиными и отчество – Игнатьевичи.

В войну Николай Игнатьевич Мотякин погиб, но приемные родители не знали, где. А сёстры его после войны уехали в Красноярский край и их следы тоже затерялись. Тогда в Красноярск была большая вербовка из центральных районов России. С нашей улицы также несколько молодых девушек и парней уехали в этот сибирский город.

Вот так, спустя 70 лет, стало известно, что приёмный сын Мотякиных – Николай Игнатьевич, погиб в бою под Сталинградом.

Этот разговор оказался главной темой нашей встречи. Темы тревожной, непростой. Это было и сострадание к судьбе детей – сирот, и уважение к крестьянам Феодосии и Игнатию Мотякиным, давшим в то непростое время ничейным детям кров над головой, пищу и свою фамилию.

Несмотря на праздник, мы подняли чарку за упокоение русского парня Николая, отдавшего жизнь в боях за Родину, за лучшую жизнь следующих поколений.

В душе же остаётся совсем слабая надежда, что каким-то чудесным образом вдруг да откликнутся красноярские родственники Николая Игнатьевича Мотякина, которым можно рассказать о Герое, простом пареньке из села Нижний Реутец Медвенского района Курской области.

А медальон и найденный клочок бумаги с адресом пусть найдёт своё место в музее. Пусть это будет вечное хранение.

Образец христианского супружества

С 2008 года в России установлен новый праздник – День семьи, любви и верности. Надо сказать слова благодарности в адрес жителей города Мурома, собравших и направивших в Государственную Думу 15,0 тысяч подписей о проведении «Всероссийского дня любви, семьи и верности». Милый скромный цветок ромашка стал символом нового праздника.

Надо сказать, что гармоничное сочетание слагаемых сразу расположило граждан считать этот праздник одним из светлых.

Каковы же слагаемые?

Первое. Прекрасное летнее время – макушка лета. Немыслимые оттенки зеленого цвета в природе, цветы – от ромашек и васильков до самых царственных «особ» – роз создают неповторимое ощущение праздника жизни.

Второе. Семья, любовь, верность – непреходящие ценности.

И, наконец, третье: Оптимистичная легенда о жизни муромских святых Петра и Февроньи.

Так вот. Княжил в Муроме Павел, у которого был младший брат Пётр. Змей, принесший в семью Павла дьявольское наваждение, обрызгал перед своей смертью Петра (от меча которого змей и погиб) ядовитой кровью. Тело молодого князя покрылось струпьями и язвами, никто не мог исцелить его. В рязанской же земле жила девушка по имени Феврония, дочка пчеловода, имевшая дар прозорливости и исцелений. Привезли к ней князя, который уже не мог сам ходить. Феврония не попросила никакой награды и Пётр пообещал, если исцелится, жениться на крестьянской девушке.

Непросто было решиться Петру на брак с простой бедной девушкой. Но, в конечном счете, он сдержал своё слово и прибыли они «в вотчину свою, город Муром, и начали жить, ни в чем не преступая Божии заповеди».

После смерти брата Петр стал княжить в Муроме, но надменные боярские жёны невзлюбили Февронию и подстрекали своих мужей к её удалению. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала, и обрадованные бояре сказали об этом Петру. Пётр же добровольно отказался от власти и богатства, но не захотел расстаться с любимой женой. Вместе они удалились в изгнание.

Но Пётр и Феврония успели переночевать в изгнании только одну ночь. К ним тотчас приехали послы из Мурома, умоляя вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролив кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Пётр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в своём сердце.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Они скончались в один день и в один час, каждый в своей келье (около 1225 – 39 годов).

Пётр и Феврония угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием, явили истину целомудренной любви между собой и ближними. Церковь прославила их как образец христианского супружества. На Московском соборе 1547 года решено было местно прославить их. Затем это празднование стало повсеместным.

P.S. Порадуемся ещё и тому, что вчера, 8 июля 2015 года, в день Дня семьи, любви и верности, на территории ЗАГСа Сеймского округа города Курска открылся памятник русским святым – Петру и Февронии.

Пусть будут крепкими узы всех молодых влюбленных пар!


«С родной земли – умри, да не сходи»

Есть у нас поговорка «с родной земли – умри, но не сходи», которую приписывают древнерусскому князю Александру Невскому, одержавшему победу в битве с рыцарями Тевтонского ордена на Чудском озере 5 апреля 1242 года.

Сослаться на эту древнюю мудрость подвигла череда событий праздничного характера. Так, 12 июня, в День России, состоялось большое праздничное мероприятие в Курском областном драматическом театре. Выступил с добротной речью Губернатор Александр Михайлов, зал с особой теплотой встретил 14-летних подростков, которые получили паспорт гражданина России. Было много музыки, царило прекрасная атмосфера мира и благоденствия.

Но, особенно тронуло то обстоятельство, что были вручены государственные награды многим лучшим людям региона. И, главное, – отмечены победы людей труда. На сцену под одобрительные аплодисменты поднимались механизаторы, водители, машинисты, мастера цехов, фермеры, доярочки. В общем, рабочий класс. В последние годы чаще видим, что чествуют представителей шоу-бизнеса, литераторов, художников. И вдруг – люди труда! Это были те, кто не сошел с родной земли.

А дополнила картину очередная Курская Коренская ярмарка, певшая и плясавшая, молившаяся и радовавшаяся представшему великолепию, пиру души и желудка. Погода была в этот день солнечной и достаточно жаркой. В поисках прохлады мы заглянули на подворье Медвенского района. Руководитель района Виктор Катунин и глава Верхне-Реутчанского муниципального образования Андрей Подтуркин с особым радушием предложили кружку холодного хлебного кваса, тарелку окрошки, шашлык и другие вкусные яства. Через несколько минут присоединился ещё один житель села Верхний Реутец – Андрей Залогин. Он пошёл по стопам своего покойного отца, работает агрономом в фермерском хозяйстве. В руках Андрея была небольшая икона Серафима Саровского. «Сын в армию уходит, так ему хочу с собой дать», – пояснил он.

Смотрела я на этих парней, русских богатырей. Честных, порядочных, ответственных. Именно они остались жить и работать в своих селах, на родной земле. Они делают её краше. Растят хлеб, воспитывают детей, руководят муниципалитетами. На фотографии, не очень удачной, правда, все же можно разглядеть их прекрасные, мужественные лица. Через века и столетия они следуют призыву Александра Невского «с родной земли – умри, но не сходи». Кланяюсь вам низко, дорогие труженики земли русской.

Домострой. Созданный своими руками.

Из XV века, из времён Новгородской республики, ведет свой отсчёт «Домострой», свод правил, наставлений и советов по всем направлениям жизни человека и семьи.

В середине XVI века это произведение приписывалось протопопу Сильвестру. Как веровать, чтить царя, строить семью, а также дела кухОнные и бытовые – все рекомендации были чёткими и соответствовали требованиям того времени.

Так вот. Лет двадцать «с хвостиком» тому назад решили и мы, команда Дома знаний, создать свой «Домострой». Собрались вместе и подумали, что важно для сотрудников и тех, кто приходит к нам учиться. Это было время сложное, непривычное. Стремительно менялось всё: собственность переходила в частные руки, либерализация цен, обнищание миллионов граждан, отсутствие объективной информации или её полное непонимание и невосприятие.

В этих условиях нужно было выстроить систему взаимоотношений между потребителями образовательных услуг и теми, кто их предоставляет.

Разработали Правила нашего Дома. Ирина Жигалкина (Белоглазова), художник нашей организации, изложила их на ватмане. Получился красивый, корректный свод «законов» Дома знаний. Ничего лучшего не придумали, как разместить на одной из мраморных колонн большого фойе первого этажа созданный «Домострой», прикрепив уголки ватмана клейкой лентой.

…Шли годы. Народ примыкал к корпоративной культуре Дома знаний. Написанный от руки, свод правил продолжал сопровождать каждого, кто входил в Дом. К этому тексту все привыкли, даже перестали замечать.

А совсем недавно коллеги Наталья Еськова и Ирина Гусева на ГТРК «Курск» рассказывали о новых программах и проектах нашего вуза, приглашая абитуриентов на обучение по «свежим» профилям бакалавриата и новым магистерским программам. И вдруг ведущий Евгений Донец говорит: «всё у вас, в Доме знаний, впечатляет. Например, «Домострой». Бог мой, – подумалось, – то, что кажется обыденным, оказывается, важным для гостей Дома знаний!

Теперь эта рукописная запись стала историей. Но, по-прежнему, она занимает то самое «почетное» место на колонне в холле первого этажа. Уже от времени кое-где завернулись края ватмана. Уже несколько лет не работает Ирина Васильевна Белоглазова. Уже пора бы поменять «Домострой», набрать красивым типографским шрифтом в сопровождении соответствующего современного дизайна. Но. Раритет ведь. Начало начал Дома знаний.


Кликните по изображению, чтобы открыть в реальном размере.

O Holy Night (Святая ночь)

Эта Рождественская песнь известна далеко за пределами Франции, где были написаны слова и музыка. Текст принадлежит жителю французского города Рокмора, продавцу вина Пласиду Каппо, а музыка – выпускнику Парижской консерватории Адольфу Шарлю Адану.

История создания песни такова. Середина XIX века. Приходской священник попросил П.Каппо (он был известен своими стихами) написать слова песни на Рождественскую мессу, чтобы на ней с достоинством отметить восстановление церковного органа.

Вскоре Рождественская песнь стала популярной не только на родине. Её стали переводить на другие языки и исполнять в разных странах.

Существует предание о том, что во время Первой мировой войны, перед Рождеством, находились в окопах солдаты Германии и Франции. Ночью 24 декабря один безоружный французский солдат внезапно выскочил из окопа. Обе стороны с удивлением смотрели на него, а со стороны противника уже приготовились стрелять. Солдат поднял глаза к небу и запел «Святую ночь» на французском языке. Когда он закончил петь, из другого окопа вылез немецкий солдат и ответил ему рождественским гимном М.Лютера на немецком языке. В честь Рождества бои прекратились на следующие 24 часа. В прилагаемом ниже киноролике вы можете посмотреть этот сюжет.

В ночь перед Рождеством так и хочется произнести: ломать – не строить; воевать – не спасать; ненавидеть – не любить. Строить, созидать, спасать, любить – гораздо сложнее. Но именно в этом – великая миссия тех, кому доверено стоять во главе государств. Пожелаем же правителям мудрости, понимания и реализации миссии любви и уважения к своим и другим народам. Пусть это пожелание сбудется. Ночь ведь впереди – Рождественская.

С Рождеством Христовым!





Рождественская песнь на русском языке.

Святая ночь! Сверкают ярко звезды.
В тиши ночной нам родился Христос.
Весь мир тонул в грехе и беззаконьи,
Но Божий Сын нам спасенье принес.
Надежда счастьем сердце наполняет,
Вдали горит грядущих дней заря.
О, человек! Внимай певцам из рая!
О, ночь, о ночь Христова рождества!
О, ночь, о ночь Христова рождества!
Небесный свет рассеял мрак печали,
С огнем в душе мы у яслей стоим.
Так мудрецы Царя царей искали,
Несли дары и склонились пред Ним.
Господь господ лежал в хлеву на сене,
Сочувствовать Он может нам во всем:
Он знает жизнь, Он испытал мученья.
Пади пред Ним, признай Его Царем!
Пади пред Ним, признай Его Царем!
Он нас учил все покрывать любовью.
Любви закон и Свой мир Он нам дал.
Наш долг — спасать несчастных и бездольных:
За всех людей наш Господь пострадал.
Пусть песни славы льются, словно реки.
Пусть каждый к Богу с радостью спешит.
Христос — Господь! Хвала Ему навеки!
Ему вся власть и честь принадлежит.
Ему вся власть и честь принадлежит.