Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МЕЛОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В качестве аксиомы в пользу заголовка можно привести  самый распространенный пример  -  "эффект бабочки", описанный в рассказе Рэя Брэдбери "И грянул гром" еще в 1952 году.

К тому же,  на днях прочла  материал А.Егорова об Австралии, где страна (и континент)  предстает как мир, живущий  по особым законам. До такой степени особым, что, по мнению автора,  возникает ощущение,  что ты находишься на другой планете.
Вот один из примеров.
"К дереву в саду лучше не подходить. Там  живет семейство ядовитых змей. Местные власти запретили разорять  их гнездо. Но пообещали, что, когда из яиц  вылупятся змеята, служба по надзору за животными  заберет их и переселит на новое место". Что тут скажешь?  "Эффект бабочки" в частном случае, да и только!

И бабочка, на которую нечаянно наступил охотник за динозавром, и семейство ядовитых змей, живущих в австралийском саду, и тысячи, десятки и сотни тысяч  примеров о мелочах жизни   складываются в грандиозную по масштабам итоговую таблицу непредсказуемых последствий.

Кто-то, возможно, слышал репризу советского периода  незабвенного Аркадия Райкина  о том, как рабочий   на один оборот не докрутил шуруп, тут - не довинтил гайку, здесь - не обратил внимание на какую-то мелочь. Результат - катастрофа.

В наше время, время  стремительных перемен, неизмеримо возрастает значение  последствий любого маленького действия. Любого.
Но, согласитесь: мы привычно оправдываем себя, что не несем ответственности за мелочи. В делах наших, мыслях, словах...

Сейчас -  вторим  официальным документам   -  главное:  цифровая революция,  повышение пенсионного возраста,  вхождение страны  в "пятерку"  по  глобальным показателям...

Но. Развитие ли  характерно для  страны  или кризис, ясно одно.
Только  хорошо выполненные  ( на ту самую "пятёрку") личные обязанности, те  самые "пресловутые"  мелочи  позволят черпать силы для достойной жизни.

P.S. Не поверите.
Посмотрела заключение комиссии  о лишении аккредитации одного неплохого негосударственного вуза. Увидела, что проверяющие сосредоточили свое внимание на  мельчайших деталях.  На мелочах.
Последствия  предсказуемы: страдают студенты, закрываются рабочие места для ППС и сотрудников.
Сколько негативных эмоций выплеснулось одномоментно!
И это накануне футбольного  поединка "Россия - Испания"!?
А что, если сработает энергетический отрицательный  "эффект бабочки" и наши проиграют?

ПАСХАЛЬНАЯ БЫЛЬ

Жила-была девочка. Было ей лет 11-12. Училась  она, пожалуй, в шестом классе  сельской школы.

В те времена считалось, что Бога нет, а, значит,  готовиться к Пасхе,  ходить в церковь, освящать  куличи  нельзя. 
Но, однажды перед  святым праздником   мама этой девочки испекла кулич и переживала, что из-за плохого здоровья не сможет пойти в храм, чтобы освятить его. Храм был единственный действующий в районе и   находился в семи километрах от их села.

И тогда девочка решилась вместо мамы  пойти   в храм.
Она позвала с собой подружку, свою одноклассницу.
Обе, почему-то в приподнятом настроении,  можно сказать, побежали   к храму.   Что-то тревожно-новое,  незнакомое досель, было  в этом  предстоящем "походе".
Дорога оказалась   тяжелой. Весна  была в разгаре.
Резиновую обувку  девчонок  засасывала  грязная вязкая жижа. Так и казалось, что  сапоги  в ней и останутся навсегда и придется бежать босиком.

Наконец, многокилометровый  отрезок был преодолен.
В церкви было так много народу, что  девочки растерялись. Куда встать, как найти место, чтобы поставить   поклажу, развязать скатерти для окропления "пасочки" святой водой...
Многие люди, в основном, женщины,  толкались, суетились, торопились побыстрее   выполнить ритуал.
Это создавало некомфортную  ситуацию.

Тем не менее,  все было выполнено.
Девочки отправились в обратную дорогу.
Вместе с ними шли и другие женщины из их села.

Тут стало понятно, что ноша с каждым шагом становилась тяжелее и тяжелее.
Дорога стала еще сложнее.
Подружки в буквальном смысле выбивались из сил. Их попутчицы, взрослые и сильные, ушли далеко вперед.
Когда  была преодолена половина пути,  юные путешественницы заметили, что навстречу им шли  две женские фигуры.
В них они узнали своих матерей.  Куличи  перекочевали за спины  родительниц и  к вечеру  все были дома.

... По мере того, как наши героини подходили к дому,  у них начинала нарастать тревога:  а вдруг кто-то из учителей школы или директор узнают, что они были в церкви?
Вдруг с них снимут  на линейке пионерские галстуки?
Вдруг исключат из школы.?

Девочка, о которой пишу,  придя  домой, забилась  на печку, в дальний угол.
Она боялась, что учительница школы,  их квартирантка,  все поймет. Она, конечно, расскажет  директору школы.
А ведь девочка была не просто пионеркой, а председателем Совета пионерской дружины школы.
Горечь от предстоящего понедельника и неминуемого наказания, свела на нет и  приподнятый настрой, и  красоту убранства церкви. Да и сам праздник Пасхи уже не радовал.

Больше всего она боялась встретиться  взглядом   с учительницей, их квартиранткой. Понимала, что учительница биологии точно знала, что Бога нет, а освящать пасху - это пережитки прошлого....

С таким настроением и пришла она в школу.
Действительно, собралась пионерская линейка всей школы.
Директор  и учителя  вызывали учеников, кто, по их информации, ходил в церковь. Их ругали и грозили наказаниями.
Девочка была в ужасе, что следуещее имя будет ее. Страх и стыд буквально  приковал ее  к полу  школьного коридора.

И, о, чудо! Людмила Михайловна Барыбина, учительница биологии, приехавшая из Курска после пединститута, работавшая в школе первый год, н-е  с-д-а-л-а  девочку!
Конечно, от души  у 11-летки отлегло.

Но на всю жизнь осталось в памяти   чувство  испуга и  неописуемой тревоги за  совершение недозволенного.
Девочка  понимала, что предала  все, чему учила школа и пионерская организация.

Память  несла многие и многие годы   два чувства:   с одной стороны,  девочка поступилась идеалами.  С  другой стороны, оргомная благодарность  молодой девушке- учительнице  Людмиле Михайловне,  что не выдала ее  на поругание.

Проходили годы.
Уехала обратно в Курск Людмила Михайловна Барыбина.
Она вышла замуж,  родились дети. Постепенно контакты  с ней сошли на нет, что часто бывает по жизни.
Да и девочка  окончила техникум, уехала работать по распределению в сельский район.
По долгу службы потом в ее функции входило  разъяснять молодежи, что не надо ходить в церковь.
К счастью, в районе этого делать не пришлось, так как  это была единственная территория, где не было  ни  одной действующей церкви...

Но  никогда  девочка не забыла  тех давних  пасхальных дней с привкусом страха.

Слава Богу, что теперь не надо никому ничего бояться.
Дорогие , живите радостно,   освящая дела ваши и душу  чувством   веры  в лучшее!







 

КАКУЮ ВЕЩЬ ПОПРОСИЛ НЕ ТРОГАТЬ БЕЗ НАДОБНОСТИ ОДИН ИЗ РУКОВОДИТЕЛЕЙ РАЙОНА?

На днях  мы, руководители  образовательных учреждений  - вузов и СПО - встречались с главой Центрального округа города Курска.

Темы для обсуждения, сами понимаете, всегда  найдутся.
Потому руководители учебных заведений  собрались  дружно.
Все пришли, как и полагается, даже  чуть пораньше.

Ко мне подошел один коллега и сказал, показав на дверь комнаты, расположенной напротив кабинета главы:
" Когда я работал заместителем председателя райисполкома, то это был мой рабочий кабинет.
Через какое-то время  предложили   новую должность, надо было переезжать в другое место.
Я пригласил  секретаря приемной  к себе и попросил ее об одном одолжении.
Будут меняться хозяева этого кабинета, это нормально.
Они, находясь на службе, как правило, обживают территорию под свой вкус. Здесь появляются личные книги,  какие-то  вещи и т.д.
Естественно, что, уходя с должности, человек забирает с собой  то, что принадлежит ему.
Но одну вещь я оставляю здесь.
Очень хочу попросить Вас, чтобы  ее никто не трогал без надобности и не забирал с собой, когда освобождает  кабинет.
Секретарь  пообещала, что  передаст эту просьбу преемнику.
Прошло много лет.
Уже нет такой структуры, как райисполком.
Не единожды поменялись руководители  в администрации округа".

Коллега  завершил свою короткую речь, и попросил  у секретаря приемной  разрешения  зайти в  свой бывший кабинет. В нем никого не было.
Он предложил  мне  тоже зайти на минутку.

Мы  оба вошли в  комнату.  Экс-владелец территории открыл дверцу шкафчика, где обычно хранится верхняя одежда.
В шкафу ничего не было.
Только внизу лежала небольшая пачка каких-то брошюрок или  буклетов.
Однако,   коллега попросил обратить внимание на другое, узкое отделение шкафчика.
Да, действительно, на крючке для одежды  висела небольшая сумочка хвета хаки.

Так что же оставил  на своем бывшем рабочем месте Виктор Александрович Некрасов, ныне директор Курского электромеханического техникума, член Общественной палаты  Курской области,  член Совета Союза "Курская торгово-промышленная палата"?
Почему он пожелал, чтобы эта вещь никогда никому не пригодилась  в использовании?

Вы не поверите.
В шкафчике, в сумке цвета хаки,   висел...  противогаз.

Поистине, пусть он никогда не пригодится по надобности.
А Виктору Александровичу, человеку  с необыкновенной позитивной энергией,  в запасе у которого есть тысячи  интереснейших историй, хочу пожелать   крепкого здоровья. Все  в этом нуждаются. И Виктор Александрович  не является исключением.

А тот сувенир, находящийся без действия в платяном шкафу, пусть так и передается  нетронутым следующим и следующим поколениям  владельцев этого кабинета.


ВИТИК - ОДНОКЛАССНИК, ПОЛКОВНИК ВВС

Чем старше становлюсь, тем чаще  память возвращает  в разные периоды жизни, особенно в детство.
Думаю, что  у многих дело обстоит также.


В годы учебы  в начальной школе моим соседом по парте был Витик. Уже говорила  прежде, а  еще ранее  подметил писатель-земляк Константин Воробьев, что в нашей деревне Шелковке (официально -село Нижний Реутец),  всех односельчан звали с добавлением уменьшительно-ласкательного суффикса.
Поэтому, и в школе были Манечки, Зиночки, Колички, Митички, Ванички.  Моему соседу по парте досталось - Витик.

Жил Витик с родителями  на хуторе Роща. Отец его - Егор Васильевич, был в эти годы  председателем колхоза "Память Ильича".
Витик являл собой пример аккуратности. При всей скудности  школьного гардероба у учеников, он всегда носил  вельветовую курточку, из под которой выглядывал  белый или, по крайней мере, светлый воротничок рубашки.

Учился Витик хорошо. Окончил семилетку   с Похвальным листом.
Никогда не  задирался с одноклассниками, хотя парочка неуемных пацанов  вместе с нами училась.
Никогда не  произносил бранных слов, как это делали  многие мальчики.
Был даже стеснительным, немного замкуным.

В общем, Витик  являл  образец поведения для других школьников.

После семилетки наши пути разошлись. Он пошел учиться в райцентр,  как и многие из нашего класса. Мне досталась участь работать и поступить заочно в техникум.
 С той поры  мы встречались редко и новости о Витике узнавала от  других людей.

Закончив среднюю школу, Витик поступил в военное училище. Стал летчиком. Его воинское звание - полковник ВВС.
Когда вышел в отставку, то решил попробовать свои силы в управлении.
Как раз Губернатором Курской области был Герой Советского Союза Александр Рудской.

Он и предложил Витику должность главы Медвенского района.
Помню, как однажды открылась дверь в мой кабинет и вошел  темнолицый, стройный, с горящими  черными глазами человек.
Сразу его узнала - Витик.  Хоть он  и стал зрелым по возрасту, но остался легкоузнаваемым.
Мы долго говорили. О разном. О перспективах, прежде всего.
И, вправду, он с жаром взялся за новое, гражданское, дело.

Прошло совсем немного времени и  Витик оставил район. Уехал обратно,  к семье, в Украину, в  одну из соседних с нашим регионом территорий.
Там было у него жилье, жена и дети.
Почему он не смог работать в сельском районе?
Причины  назывались разные, но главная была одна - заболел.

Действительно, спустя  время, стало известно, что  Витик умер.  Он остался навсегда в земле тогда еще братской Украины.
Теперь туда россиянам путь заказан, как говорится.

Через призму многих десятилетий, вижу  славный  путь сельского паренька, полковника ВВС, благородного представителя своего времени Виктора Егоровича Веревкина.
И всегда думаю при этом: наше поколение   с достоинством  шло по жизни, хотя, конечно, мы об этом и не думали. 
Земное время  Витика - тому подтверждение.

Заметки с заседания Ученого Совета

Сегодня состоялось очередное, плановое заседание Ученого Совета нашего вуза.

А, в чем, собственно,  тема, спросите вы.
И почти будете правы. Все, как всегда.

Но. Что-то было иначе.
Это "иначе" витало в воздухе.

Что?

1. Видимо, путь нашего вуза длиной в 24 года  должен был однажды  подтвердиться реальной  верой в свои силы.
Кому-то, возможно, покажется незначительным мое наблюдение. Но, реально сегодня, в вопросах, репликах, выступлениях ощутима была вера в  самих себя, в лучшее, в возможность продолжить достойную жизнь дальше.

2. В деловом, спокойном, уверенном настрое  была та самая нить, которую принято называть изменениями.
Опять-таки. Что лучше: революция или  постепенность изменений? В высшей школе, конечно же, предпочтительнее второе.
На встрече  шел разговор о новых подходах в системе высшего образования, о достижении  новых качественных результатов.
И. Кожей чувстуешь: вот они, постепенные, но ощутимые изменения. Так важные всем нам  лично и всему обществу.

3. Люблю  беседы, встречи, деловые заседания, как говорится, "без надрыва".
Знаете, когда это происходит? Когда люди в ста  процентах из ста понимают друг друга, солидаризируются.
Это и есть главное,  командное чувство.
Ведь, не случайно же помним гоголевское: "Александр Македонской   -герой, но зачем же стулья ломать"?

4. А когда  комфорт в команде, то и внутренний самоконтроль повышается, верно?
И жизненные мотивы  становятся более мощными.
И уверенность появляется.
И радость, что  рядом - надежные коллеги.
Достойные,  ответственные, красивые.

 Во всяком случае,  мне так открылось нынешнее заседание Ученого Совета Курского института менеджмента , экономики и бизнеса, прошедшее   в хороший сентябрьский  день -2017.

ПОЧЕМУ ЛИЦЕИ И ГИМНАЗИИ В МОСКВЕ СТАЛИ ПРОСТО ШКОЛАМИ

На днях промелькнула информация, что  в Москве унифицировали  общеобразовательные учреждения.
Если раньше были гимназии, лицеи и школы, то теперь - только школы.


Как отнестись к тому, что  сформированное общественное мнение, что надо "биться", стоять в очередях с полуночи, чтобы записать ребенка в гимназию или лицей разрушено в одночасье.

Выяснилось, что многие обычные школы обучали значительно лучше, чем те,к  которым  было повышенное внимание во всем. Наверняка, и в финансировании они были на других строках.

Станет ли такое развенчивание столичных школьных учреждений примером для регионов?

Но, главное, конечно, не в названии. Это также, как и в высшем образовании: институт, академия, университет. А:  требования  едины, дипломы об окончании высшего учебного заведения едины, контроль - един. Однако же...

Вернемся  в исходную позицию
Дело не в названии.
Главное - концептуальные  изменения в содержании работы.

Как видно из последних событий, одним из приоритетов  в школьной деятельности становится  развитие личности ученика.

Дать почувствовать каждому питомцу, что его ценят за личные достоинства, умения. Что  у него есть, безусловно, есть собственное место в обществе и он  может приносить пользу.

Что еще важно?

В последнее время часто говорят о проектной деятельности, как возможности работать в группах, принимать общее решение. Может быть, используя опыт других стран, в школах разрешат  вводить и групповой экзамен. Почему нет?
 Ведь коллективная работа  способствует  выработке  ответственности, уверенности в себе, которая передается и товарищам.
Коллективность, по-моему убеждению, способствует передаче  и духовных ценностей, такких как уважительность,  честность, толерантность. То есть, тех качеств, дефицит в которых очевиден сегодня.

Коллективный ученический труд, вкупе с учительским вниманием,  будет способствовать тому, чтобы учащиеся полюбили  процесс обучения.  Чтобы им было радостно учиться, другими словами.

И, знаете, что еще?
Профориентационная работа.
Есть ли она в школах или нет, это тайна за семью печатями.
А ведь здесь тоже есть чему учиться  у других стран.
Например, в Дании, на уровне коммун, то есть органов местного самоуправления, создаются социальные профориентационные службы, члены которых обсуждают с каждым молодым человеком  его планы на будущее. Помогают ему определиться.

Вывод. Школа, выстраивая четкую систему обучения и воспитания,  дает каждому выпускнику равные шансы на счастливое будущее.
А какже быть с "одаренными", спросите вы?

А это -  отдельная тема для разговора.
Ведь запись делаю  по разным причинам.
В том числе, и из-за "ивантеевского стрелка", когда  обвинения сошлись на директоре школы и на том, что школа плохо охранялась.
Но ведь  это не вся правда, верно?

Какой прогноз у нас сегодня?

Заголовок навеяли   слова  из песенного репертуара  Ларисы Долиной. Народная артиска России  выступила   перед участниками педагогического собрания курского региона.

Собрание случилось сегодня, 26 августа 2017 года.

Какой прогноз   по  обучению?

1. Школ становится больше. Продолжают строить или реновировать.  В конце года  будет новая школа в   Медвенке, отремонтировали - в Советском районе. На 1000 мест начнется строительство школы в Железногорске. Введена в строй школа №60 в городе Курске.

2. В некоторых районах полностью снята проблема  размещения в детских садах дошкольников. В частности, в Горшеченском районе, как сказал глава раойна.

3. В школах начнут преподавать астрономию. Кто её будет преставлять? Видимо, учителя физики, им это поближе... Впрочем, не знаю, как решили этот вопрос.

4. Из муниципалитетов в регион забирают  функцию развития,  финансирования и контроля за образовательными учреждениями. Шаг воспринят учительской общественностью и  властью на местах неоднозначно. Похоже, что нет  убедительных  аргументов, что это - лучшая альтернатива. Народ, он ведь на земле живет. Прекрасно понимает последствия этого перераспределения.

5. Школьников прибавится,  и проблем с кадрами тоже. Не хватает физиков, химиков, логопедов...

6. А, в целом,  прогноз  такой - "важней  всего -  погода в доме". И это - правда.

С наступающим новым учебным годом!
Он, как и новый календарный год, касается каждого человека.
Спасительных, радостных,  творческих дней вам, дорогие учителя и обучающиеся, родители и коллеги, бабушки и дедушки, соседи  и родственники учеников!

ЖИЗНЬ ПО СТАНДАРТАМ

А, знаете, что?
Может быть, в самом деле, если стандартизированы  процессы, то живется, работается, дышится легче?
Может быть, к этому надо стремиться осознанно?


Помнится мне давний  случай, когда позвонил директор одной сельской школы и  сказал: не могу понять смысла термина "свобода". Помогите разобраться.

Честно сказать, мне тоже было сложно определиться с ответом.
Но.  У Ф.Энгельса по поводу "свободы" есть прекрасное определение. Свобода - это осознанная необходимость.
На мой "вкус", это прекрасное определение!
Вот оно, то, что надо!  Свобода - не беспредел, не "делаю, что хочу и  никто мне не указ", а осознанное, осмысленное, необходимое....

Мы живем в реальном пространстве  и времени. Жизнь наша не случайно называется  "миг".
В этот миг надо ведь успеть  выполнить важные, созидательные действия.
Что будет  главным помощником?
Свобода действий в рамках стандарта, или, например, закона.

Значит, установление стандарта  способствует развитию  в чем угодно.
Школьнику и студенту - в обучении.
Солдату - в армейской службе, что само собой разумеется.
Работающему человеку -  в  формировании собственных стандартов, чтобы деятельность была продуктивной, энергетически  насыщенной и приносила, если хотите, удовольствие.

Что в итоге получим?
Если  команда единомышленников движется в одном направлении,  творческий потенциал  ее расширяется за счет взаимного обогащения идеями, креативными подходами решения стандартных задач.
Может быть, развивая  стандарты жизни и придерживаясь их, мы  увеличиваем шансы на успех?

Сама -то  так и думаю. А вы?

P.S. Пожалуйста, не будьте строги по поводу обращения -  написала  по памяти - к наследию классика-политэконома. Если и есть  неточность, то, надеюсь,  не критическая.

"ГУЛЯТЬ С ТОБОЙ НЕ БУДУ, А ЗАМУЖ ПОЙДУ"

"Гулять с тобой не буду, а замуж пойду". Именно с этой фразы   рассказывали  историю своей семьи  братья Аникины - Игорь и Юрий.

Да, именно так ответила польская девушка, дочка управляющего лесами в одном польском поместье, русскому парню, который  в  далекие царские времена был командирован в этот край.
Так у  молодого человека  из города Владимира  появилась  красавица -жена польской крови.

У них родились дети, затем внуки.  Игорь Владимирович и Юрий Владимирович Аникины  всю сознательную жизнь  находились неподалеку друг от друга.  Оба - красавцы,  кандидаты технических наук, вузовские преподаватели.

Когда старший, Игорь, получил распределение после аспирантуры в Курский политех, то мама сказала: "мы все переедем  в Курск". Продав дом в городе Горьком (Нижнем Новгороде), заслуженная учительница РСФСР,  вместе с младшим сыном Юрием и его женой Натальей уехали  с волжских берегов, оставив  друзей и знакомых. Теперь их родиной стали соловьиные  лесо-степные курские просторы. Ведь - "братья должны быть вместе" - сказала мама.

Так оно и было. Дружные семьи братьев Аникиных магнитом притягивали  к себе. Игорь и Юрий - пример абсолютной интеллигентности, воспитанности, человеколюбия и глубокой порядочности -   своим отношением к жизни  показывали  пример  детям и  свом внукам.

Так, в семье  Юрия Владимировича  дети называли своих родителей не иначе, как "мамулечка, папулечка".  Дети-то теперь сами - Татьяна - доктор социологических  наук, Владимир - кандидат химических наук  - образцы  для подражания уже  своим детям.

Пишу  об этой семье, понимая, что разговор  идет о  семейном счастье. Важно ведь не бежать за мечтой о счастье, а   определить для себя приоритеты  счастливой жизни.  Например, у Юрия Владимировича - семья - на первом месте. Вместе с детьми он учился, вместе с женой вел кухню, вместе ходили на все концерты и театральные постановки. Вместе с  маленькими  внучками он часами гулял в моковском лесу, помогая  сыну и дочери в воспитании подрастающих чад.

Второе место Юрий владимирович по праву делил между братой, друзьями и работой.  С Игорем  Владимировичем -  братская крепкая дружба и привязанность. С коллегами по работе в политехе, затем в педагогическом вузе - самые добрые деловые отношения. К студентам  - всегда объективен,  готов помочь. Замечали такую деталь: если учились вместе супруги, то на экзаменах и зачетах они получали у Юрия Владимировича всегда одинаковые оценки: "чтобы не создавать  конфликтных ситуаций в семье".

Счастливый человек Юрий Владимирович  прожил 88 лет. Не причинив близким  тягот по уходу, он спокойно и мирно почил 3 августа 2017 года. Только попросил у дочки попить чайку.

Знаю Юрия Владимировича 30 лет  Подтвержаю: на Земле он  был Человеком, но и  ангелом.
Теперь его душа перемещается в райские кущи, можно не сомневаться в этом.

Пусть будет царствие небесное  рабу Божьему Георгию.

А Наталье Александровне Аникиной,  прекрасной, благородной женщине,  умнице нашей и коллеге  говорим слова благодарности за пример, который она несла с Юрием Владимировичем на протяжении 52 лет совместной жизни.

Выражаем слова соболезнования, что Юрий Владимирович покинул эту жизнь.
Но, что поделать. Это  ведь один из вечных законов, который еще никто не отменял.

P.S.Мне хотелось, чтобы  запись была -  о любви.

ОДНА ГОЛОВА ХОРОШО, А ДВЕ - ЛУЧШЕ

Только что в Российском обществе "Знание" прошел семинар семинар  руководителей региональных отделений.

В центре решили, что работа в малых группах (фокус-группах,  мини круглых столах) дает больший эффект, чем монологи  ее активистов за трибуной.

И. Более 80 человек  так и провели  несколько часов.
Что отличало эту  часть дня?

В одном большом зале выставили несколько столов для  участников.
Пять тем для обсуждения.
По два модератора на каждую группу.
Группы, жарко поговорив и предложив решение по одной теме, переходили поочередно за другие столы.
То есть слушатели перемещались пять раз, получая новую проблему для обсуждения и поиска ответов.

Вы скажете, что это старо, как мир.
Да, не новое изобретение.

Но, во - первых,  участники  не "застывали" в одной теме, а  несколько раз меняли повестку дня.
Во-вторых, лучше познакомились, так как много новичков.
В-третьих, возьмите на вооружение!

Хотите, чтобы ваши слушатели, студенты, семинаристы и др. сами находили ответы?
Тогда распределите  их  в такие группы, снабдите полемическими и актуальными  вопросами.
Что-нибудь полезное в итоге, да получится.
Потому что, одна голова  - хорошо, а несколько - лучше.