Category: религия

Category was added automatically. Read all entries about "религия".

O Holy Night (Святая ночь)

Эта Рождественская песнь известна далеко за пределами Франции, где были написаны слова и музыка. Текст принадлежит жителю французского города Рокмора, продавцу вина Пласиду Каппо, а музыка – выпускнику Парижской консерватории Адольфу Шарлю Адану.

История создания песни такова. Середина XIX века. Приходской священник попросил П.Каппо (он был известен своими стихами) написать слова песни на Рождественскую мессу, чтобы на ней с достоинством отметить восстановление церковного органа.

Вскоре Рождественская песнь стала популярной не только на родине. Её стали переводить на другие языки и исполнять в разных странах.

Существует предание о том, что во время Первой мировой войны, перед Рождеством, находились в окопах солдаты Германии и Франции. Ночью 24 декабря один безоружный французский солдат внезапно выскочил из окопа. Обе стороны с удивлением смотрели на него, а со стороны противника уже приготовились стрелять. Солдат поднял глаза к небу и запел «Святую ночь» на французском языке. Когда он закончил петь, из другого окопа вылез немецкий солдат и ответил ему рождественским гимном М.Лютера на немецком языке. В честь Рождества бои прекратились на следующие 24 часа. В прилагаемом ниже киноролике вы можете посмотреть этот сюжет.

В ночь перед Рождеством так и хочется произнести: ломать – не строить; воевать – не спасать; ненавидеть – не любить. Строить, созидать, спасать, любить – гораздо сложнее. Но именно в этом – великая миссия тех, кому доверено стоять во главе государств. Пожелаем же правителям мудрости, понимания и реализации миссии любви и уважения к своим и другим народам. Пусть это пожелание сбудется. Ночь ведь впереди – Рождественская.

С Рождеством Христовым!





Рождественская песнь на русском языке.

Святая ночь! Сверкают ярко звезды.
В тиши ночной нам родился Христос.
Весь мир тонул в грехе и беззаконьи,
Но Божий Сын нам спасенье принес.
Надежда счастьем сердце наполняет,
Вдали горит грядущих дней заря.
О, человек! Внимай певцам из рая!
О, ночь, о ночь Христова рождества!
О, ночь, о ночь Христова рождества!
Небесный свет рассеял мрак печали,
С огнем в душе мы у яслей стоим.
Так мудрецы Царя царей искали,
Несли дары и склонились пред Ним.
Господь господ лежал в хлеву на сене,
Сочувствовать Он может нам во всем:
Он знает жизнь, Он испытал мученья.
Пади пред Ним, признай Его Царем!
Пади пред Ним, признай Его Царем!
Он нас учил все покрывать любовью.
Любви закон и Свой мир Он нам дал.
Наш долг — спасать несчастных и бездольных:
За всех людей наш Господь пострадал.
Пусть песни славы льются, словно реки.
Пусть каждый к Богу с радостью спешит.
Христос — Господь! Хвала Ему навеки!
Ему вся власть и честь принадлежит.
Ему вся власть и честь принадлежит.

Тревожный «Закон» Томаса Манна

Несколько лет назад молодые коллеги из МЭБИКа подарили мне двухтомник Томаса Манна «Иосиф и его братья». Не сразу подступилась к его прочтению. Но, открыв первые страницы, оказалась в плену библейской атмосферы, переданной прекрасным языком (спасибо переводчикам!) автора романа. Сколько надо было прочесть оригинальной литературы, чтобы взяться за такое произведение! Роман остаётся в памяти как наказ будущим поколениям. И вот – приятное продолжение темы. В питерской лавке писателей попались на глаза поздние новеллы Т.Манна. Среди них – «Закон».

«Закон» – почти биографическое повествование о рождении, жизни и великой миссии Моисея. Тревожное, современно звучащее и сегодня. Непутевое, как пишет Т.Манн, рождение Моисея дочерью египетского фараона Рамессу, возжелавшей любви еврейского юноши-раба. Далее – просмоленная корзина из тростника, куда положили младенца. Мальчика нашли, отдали в семью, где женщина вскармливала своего ребенка Аарона и у неё было лишнее молоко. Так, Иохаведа и Амрам стали родителями «чьего-то» младенца, которого и назвали просто Мосе – «сын».

Будучи во цвете лет, Моисей, преисполненный открытием Бога и поручением исхода из Египта, из дома рабства для еврейских племён, «переходил от хижины к хижине, от одного места к другому, потрясал опущенными к бёдрам кулаками и говорил о Незримом, о готовом к завету Боге отцов, хотя … был сотворён косноязычным».

Моисей, выполняя Божие возжелание, не единожды, а раз десять обращался к фараону отпустить его народ, но не получал положительного ответа. Тогда Бог Яхве продемонстрировал своё могущество: кровь, жабы, паразиты, дикие звери, струпья, моровая язва, град, саранча, тьма и смерть первенцев сломали-таки гордость фараона и он отпустил кровь Моисеева отца из рабства.

История исхода из Египта в сторону Синая свидетельствует, что тысячи мужчин, женщин и детей ушли за Моисеем. Когда ими овладевал страх или бешеное отчаяние, они сожалели, что «последовали за этим человеком Моисеем». Женщины вопили, мужчины ругались и потрясали кулаками, кричали тысячи раз: «разве не хватало гробов в Египте, куда бы мы мирно вошли в свой час, если бы остались дома?», «лучше быть нам в рабстве у египтян, чем погибнуть в этой глуши от меча», «что нам пить, что нам есть?», «мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок. А ныне душа наша изнывает, ничего нет, только манна в глазах наших».

Однако, благодаря Божьему чуду, Моисей стал весьма велик, стал «тем человеком, который вывел нас из Египта». Появлялись на их пути источники с водой, и манна небесная в пустыне Фаран (мелкие сладкие семена на лишайниках). Их целью был оазис Кадес – жемчужина между пустынями Син, Сур и Фаран. Историческим фактом называет Т.Манн сражение между рабами из Египта и племенем амаликитян, владевших Кадесом. Израиль одержал в нём победу. Это имя – Израиль, означающее «Бог ведёт войну», Моисей до сражения присвоил роду с пояснением, что имя очень древнее, что его отвоевал себе уже Иаков. И если племена Моисея были еле связаны, то теперь все они звались Израиль и под этим броненосным именем сражались и побеждали.

Не буду утомлять вас, дорогие читатели, деталями жизни в Кадесе. Хотя было бы важным узнать, как решались судебные и правовые вопросы, вершилось право, как люди учились праву, какова была роль тестя Моисея – шейха Иофора. Как пришлось Моисею учить азам «толпу, просто сырьё из плоти и крови, лишённую основополагающих понятий о чистоте и святости». Как Моисей начал мастерить, тесать и отсекать. Однако глыба была не на стороне мастера, и уже самые первые шаги по приданию ей формы представляются глыбе в высшей степени неестественными.

Говорю вам: святость начинается с опрятности, она и есть чистота в грубом смысле, суровое начало всякой чистоты. Надо много омываться водою живой для здоровья. А если ты полагаешь, что хамство здоровее чистых нравов, то ты туп. Ты, как убеждаюсь, ешь всё подряд, не думая о выборе и святости. И Моисей даёт советы, что можно, а что нельзя кушать. Эти советы, кстати, изложены в Библии. Он говорит о браке. О блуде. О гадателях и прорицателях. О воровстве и алчности. О почитании родителей. Об уважении к старости. Каждый день Моисея полон неимоверных трудов по воспитанию своего народа и надежды, что это удалось.

И вот финал: 40 дней и 40 ночей на горе Синай Моисей на двух скрижалях высекает заповеди Божии и собственной кровью раскрашивает углубленные на них буквы. Что же ждало его в стане? Вы, конечно, помните: костер, хороводы вокруг него, а в центре – золотой телец. Это наш Бог – говорит Моисею его народ. Кругом – следы заклания и обжорства. Следы растления духовного. Ему, стоящему на камне, на алтарном цоколе, изваянию, халтуре, идолу, золотому тельцу шло поклонение.

Увидев это чудовищное зрелище, Моисей был вне себя. Мощными руками высоко поднял одну скрижаль завета и с грохотом опустил её на смехотворного животного, так что у того подкосились ноги и бил, бил, с таким гневом, что хоть разлеталась на куски и скрижаль, но халтура скоро превратилась в бесформенную массу. И вторая скрижаль разлетелась на куски…

Это – не финал. Чем завершилась история, многие из вас знают. В ответах на комментарии дополню. Это важно. И тревожно. И мало надежды.


Для вас: Манн, Т. Поздние новеллы: [сборник: пер. с нем.]/Томас Манн. – М.:АСТ: Астрель, 2011. – 478, [2]с.




Томас Манн в начале своей писательской карьеры

Томас Манн в начале своей писательской карьеры

Катя Манн, жена Томаса Манна

Могила Томаса и Кати Манн в Кильхберг (Цюрих, Швейцария)

Кто мой ближний?

В издательстве «Эксмо» вышла книга «Любовь долготерпит» диалоги митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна с журналистом Марией Городовой.

Много лет тому назад мне выпало счастье познакомиться с отцом Иоанном, бывшем тогда правой рукой Владыки Иувеналия. В 1985 году они оба приехали из Иркутска. О.Иоанн был секретарём у Владыки, затем возглавил созданную духовную семинарию. Владыка Иувеналий по своему характеру был созидатель, о.Иоанн следовал тем же курсом. Разница была в том, что о.Иоанн являл собой «племя младое», с хорошей университетской подготовкой историка и аспиранта Новосибирского университета. Тогда мы организовывали встречи с женским активом, с удовольствием слушали молодого священника. Затем о.Иоанна перевели в Белгородскую епархию, где он и служит правящим архиереем. Конечно, встречи теперь не так часты, но Владыка Иоанн часто посещает Курск.

Беседы с Митрополитом Иоанном в книге «Любовь долготерпит» изложены в виде острых, интересных диалогов. Нет необходимости пересказывать их, лучше прочесть. Обращу внимание только на один вопрос и ответ. Уж очень актуально это для каждого из нас.

Вопрос журналиста: В реальной жизни часто доброжелательность, нежелание отвечать на агрессию агрессией воспринимается как слабость. У каждого, наверное в жизни есть опыт соседства с такими людьми. Владыка, а как по-христиански надо поступать в таких ситуациях?

Ответ Митрополита Иоанна: Если ты чувствуешь, что еще не можешь противопоставить натиску недоброжелательности свою любовь, то лучше всего руководствоваться принципом, сформулированным в Священном Писании: «Уклонись от зла и сотвори благо, и будешь жить вовек» (Пс.36.27). Так вот, уклонись. Это очень точное слово. Уклонись от разговора, если чувствуешь, что разговор разрушает тебя, уклонись от встречи, уклонись от каких-то совместных действий, в конце концов уклонись от осуждения того, кто не прав. И есть ещё один принцип, изложенный в книге Притчи Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч.9.8). <…> Проблема вынужденного соседства с людьми агрессивными – это очень серьёзно. <…> И тут важно ощущать меру защиты, чтобы самому не стать агрессором. А вообще вопрос о ближнем – неудобном, агрессивном, а то и просто психически больным – это вопрос о степени терпимости. <…> И наоборот, дух нетерпимости – это состояние мятущейся, греховной души; когда в другом ты обнаруживаешь грех и в ответ взрываешься. Но ведь обнаруживаешь ты его и реагируешь на него так только потому, что он, этот грех, есть и в тебе и тобою ещё не побеждён.

Вопрос: Что делать нам, если зло велико, агрессия так сильна, и кажется, что уже нет места любви?

Митрополит Иоанн: А у нас есть молитва, которую повторял распятый на кресте Иисус: «Господи, прости им, ибо они не ведают, что творят!»

Но ведь ближние для человека не только те, кто рядом, кто родня по крови. Разве можно быть равнодушным, когда в соседней стране, стране православной, льётся кровь? Разве можно быть спокойным за будущее своих близких, родных, молодое поколение, если идут чудовищного масштаба информационные войны? Что же делать?

ПРЕДСТОЯТЕЛЬ

Примерно год назад руководитель торгово-промышленной палаты Курской области попросил меня принять участие в отчётной конференции общественной организации «Женщины бизнеса». Это объединение не похоже на другие именно тем, что объединяет женщин по принципу принадлежности к профессии.

На прошедшей неделе состоялось очередное заседание правления организации «Женщины бизнеса», обсудившее первоочередные задачи, пути их решения. Перед участницами выступили представители Администрации Президента России, Министерства экономического развития. Это было и важно, и полезно. Но самое главное событие ждало нас во второй половине дня.

В Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с активом этой женской организации. Примерно 60 женщин из 40 регионов с большим волнением заняли места в уютном зале храма.

Патриарх говорил с нами, как с близкими людьми, как с сестрами, матерями, своими чадами.

Разговор начался с темы бизнеса, роли и месте в нем женщин. От вас, – сказал Святейший, – во многом зависит благополучие общества. Женщины должны отстаивать нравственный бизнес. По мнению Патриарха, курс на потребление, на главенствующую роль в выборе нравственных ценностей СМИ и социальных сетей зачастую отрицательно сказывается на состоянии духа человека, особенно молодых людей, детей. О вере, о Боге, о выборе жизненного пути, об опасности беззакония, о человеческом факторе, о роли женщины в семье – эти темы были главными в беседе Патриарха с женщинами России.

Внимая речи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мы проникались особыми чувствами уважения и любви к Предстоятелю. А говорил Патриарх и о своей жизни, в которой нет и не может быть ничего личного, частного, о том, что его сердце болит о народе Божием. «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь» – эти слова святого Викентия Леринского являются руководящим принципом церковной жизни.

Встреча с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом была чрезвычайно необходимой. Мы, по-прежнему, тяжело переносим разлад отношений между братскими народами. Беспокоимся о подрастающем поколении, его устойчивости к неблагоприятным факторам, каковыми являются наркотики, алкоголь, нездоровая пища. Потому и соглашаемся, и поддерживаем мнение Патриарха о подлинном человеческом счастье и смысле жизни, о духовно сильной личности, сплоченной семье, солидарном обществе.

Искренне желаем Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Кириллу молитвенной поддержки его паствы в великом служении народу нашему и Отечеству.

Протоиерей Артемий Владимиров о любви

Вчера, 2 апреля 2013 года, в рамках ежегодных Знаменских чтений, в нашем Доме прошло одно из секционных занятий по теме сохранения семейных ценностей. Участники, в основном студенты курских вузов, настроились слушать, как это бывает обычно, достаточно академичные доклады. И совсем неожиданно …



… темой о любви открылось первое секционное сообщение. Тем удивительнее было, что говорил об этом великом не проходящем, не скудеющем чувстве протоиерей Артемий (Владимировов), настоятель храма всех Святых бывшего Ново-Алексеевского монастыря г.Москвы. Надо сказать, что и в предыдущие годы батюшка Артемий (как он сам выражался «мы, батюшки», «нам, батюшкам») касался этой темы.

Рассказ о. Артемия прозвучал как Гимн любви. Его обращение к 14 посланиям апостола Павла, богатейшему источнику духовной мудрости и вдохновения, даёт возможность страждущим расширить горизонты своего познания. В посланиях разъясняется, как на самом деле преодолевать неизбежные в жизни испытания, как осуществлять высокие христианские идеалы. В них - наставление людям пребывать в духовном единстве с благодатным обществом, полном духовного света, взаимной любви и добрых дел.

К тому же отец Артемий оставил каждому участнику небольшие подарки: подборку русских пословиц, поговорок, а также листок с текстом, что бывает без любви. Вот эти мысли:

Обязанность без любви делает человека раздражительным,

Ответственность – бесцеремонным,

Справедливость без любви делает человека жестоким,

Правда без любви делает человека критиканом,

Воспитание без любви делает человека двуликим,

Ум без любви делает человека хитрым,

Приветливость без любви делает человека лицемерным,

Компетентность без любви делает человека неуступчивым,

Власть без любви делает человека насильником,

Честь без любви делает человека высокомерным,

Богатство без любви делает человека жадным,

Вера без любви делает человека фанатиком.

Такое замечательное общение случилось. Этот настрой передался и другим докладчикам. Не случайно, каждое выступление на конференции аудитория сопровождала одобрительными дружными аплодисментами.

Отцу Артемию от всей души желаем здравия, Божьей помощи во всех благодатных делах!

АРХИЕПИСКОП ИОАНН САН-ФРАНЦИССКИЙ (ШАХОВСКОЙ)

Готовясь к ежегодной встрече со студентами (решили провести её в Коренной Пустыни), собирала материал, связанный с историей Иконы Богородицы, обретённой под корнем большого дерева на берегу Тускари. Икона часто бывала в Сан-Франциско, где, волею судьбы, оказался и наш соотечественник: священник, поэт, публицист – архиепископ Иоанн Сан-Францисский (князь Дмитрий Алексеевич Шаховской). Надеюсь, что Вы прочтёте его афористические выражения с интересом.

Эволюция зла - в ширину; добра – в глубину.

Грех –это ещё не полный грех. Полный грех - ложное добро.

Нравственная высота человека определяется степенью его оправдания собственных страданий.

У человека может быть гневное лицо, но никогда оно не должно быть злым.

Люди устают поражаться земным травинкам. Не устают они поражаться лишь всё возрастающим дюймам своих орудий.

У человечества нет слов, чтобы избежать войны.

Не люблю – гораздо сильнее, чем ненавижу.

Умный человек – это тот, кто может понять глупого, считает апостол Павел. Умный человек – тот, кто не может понять глупого – мысль Ницше.

Трудно увидеть в политике человека, так как в ней надо смотреть не вверх, а только налево и направо.

Нищий симулянт не отличается от подлинного нищего. Он, может быть, ещё более несчастен.

Одиночество – книга, которую надо читать с карандашом в руках.

В мире ложь летает, как моль; уничтожает хлеба, как саранча; оседает, как пыль, на вещах и отношениях людей; сидит червяком в плодах; точит ржавчиной всякую крепость мира; носит яд свой на лепестках и цветах человеческих.

Человек может проследить, как рождается в нем ложь, как выходит она из различных страстей – из страха, корысти, праздности, многословия, похоти, тщеславия, гордости, бесчувствия, алчности, ревности, зависти, злобы… Ложь также выходит из беспричинной одержимости человека ложью.

В добре и правде человек мудр и оригинален; в зле и неправде неумён и стандартен.

Люди и народы мира всё время изрекают друг о друге «правду». Эта правда – не просветлённая небом – никого не спасает, лишь растравляет раны людей и народов.

Беда наша не в том, что мы критикуем всё, а в том, что мы критикуем мелко и, в сущности, только мелочи; мы отталкиваемся от порослей зла, а не от его корней. Это мелкое недовольство жизнию, вереница ничтожных протестов и обид на жизнь, сетований на людей, друг на друга, есть плесень человечества. Эта плесень уничтожается только великой неудовлетворённостью, дочерью великой любви, ослепительного видения истины.

Жизнь в этом мире – плавание по морю. Интерес к этому миру – глотание солёной воды.

Священник окружён тайнами. Как осторожно надо ступать священнику. Тайна рождения, брака, посвящения себя Богу, тайна восстания, прощения, Богоприобщения, Богоблагодарения… Как чутко надо священнику жить…

О важном рассуждаем мы пусто, о пустом – важно.

Война – «потолок человеческой культуры». Ударившись о него, люди ходят некоторое время, склонив голову. Потом опять поднимают её…

Целый мир не-осуждения – на выбор:

Я не имею права осуждать;

Я не должен осуждать;

Я не привык осуждать;

Я боюсь осуждать;

Я не хочу осуждать;

Я не могу осуждать;

Я не люблю осуждать…

Искусственно изменённое подкрашенное лицо теряет тонкие черты неповторяемой личности человека. Лишаясь своей небесной неповторимости, лицо становится коллективным, стандартным.

Избранное. Собрание сочинений в двух томах. Том 2.

Изд-во братства во имя Святого Князя Александра Невского. 1999.

Альтруизм в нашей жизни

Последняя неделя перед Пасхой. Православные христиане держат строгий пост, посещают храмы, исповедуются, причащаются, соборуются. У священников много работы. Помимо литургии, то и дело к ним подходят прихожане – просят совета, что-то уточняют, задают вопросы.

В небольшом храме «Всех скорбящих Радость», что на улице Семёновской, всегда многолюдно. Многие прихожане знакомы, сердечно приветствуют друг друга, наиболее пожилым и немощным помогают присесть на табуретку или скамью, чтобы комфортнее чувствовали себя во время молитвы. Верующие молятся за своих близких, за всех православных христиан, взывают к Господу услышать, помиловать, очистить нас от скверны и грехов. Такая мощная молитва, я уверена, достигнет небесных сфер, поможет сохранить и воссоздать гармонию в земном мире. Приходящие в храм чувствуют свою особую ответственность перед другими людьми. Можно с уверенностью назвать альтруизмом такое поведение по отношению к себе подобным организмам.

Не так давно прочла заметки Всеволода Твердислова, доктора физико-математических наук, профессора, заведующего кафедрой биофизики физического факультета МГУ о том, что последние 150 лет изучения биологической эволюции приводят к выводу, что не столько конкуренция, сколько симбиозы и альтруизм сыграли основную роль в развитии биосферы, в эволюции живого на Земле. Величайший акт альтруизма в биологической революции – когда фотосинтезирующие организмы, снизив для себя эффективность фотосинтеза, стали выделять кислород в атмосферу, хотя до них на Земле кислорода не было. В атмосфере, насыщенной кислородом, возникли условия для появления людей. Биосфера за всю историю не истребила ни одного слоя в своей иерархии: самое древнее, самое примитивное живое из прошлого в 3 млрд. лет и поныне сохранилось на Земле.

Для сохранения и развития всем нам, составляющим экологическую и социальную иерархию, необходимо учиться симбиозу, альтруизму и учёту интересов экономических, этнических, культурных активных сред.

Значит ли это, что уже сегодня на смену конкурентному запалу идут новые технологии, новые люди, а главной идеей общественного развития станет альтруизм?