Category: россия

ПЁТР ЯРЦЕВ, ДРУГ ВЯЧЕСЛАВА КЛЫКОВА


  • Встречи с Петром Михайловичем Ярцевым за все годы знакомства легко поддаются счету. Вначале они были связаны с  приездами в Курск известного скульптора Вячеслава Клыкова, с которым они дружили со студенческих лет. Потом Петр Михайлович несколько раз заходил с предложениями, вопросами и т.д. Так было и неделю назад.                                                                                                                                                                              Петр  Михайлович вместе со внуком заглянул ко мне в офис. Вспомнили о Клыкове, их дружбе, совместной работе.  "Принес  на память барельеф, копию которого  сделал с работ скульптора Ф. Толстого", - и Петр Михайлович достал из пакета  две  рельефные работы, отражающие античную тематику.                                                                                                                                                               А через пару дней, в прошедший понедельник, Петр Михайлович позвонил и сказал, что хотел бы ещё передать свои работы. " А то умру, - добавил он, - куда они денутся?". И  уточнил, переслал ли  Сергей Малютин его воспоминания о Клыкове.  Пообещала Петру Михайловичу, что все полученное прочту, как вернусь из командировки (уезжала на следующий день в Москву) и размещу в блоге. По  возвращении договорились встретиться со внуком  по поводу  работ скульптора. Ниже размещаю материалы, переданные С. Малютиным (огромное спасибо ему за это!).  Прочтите. Простые по изложению, но  уникальные - от первого лица,  воспоминания.

"ПАМЯТИ ВЯЧЕСЛАВА КЛЫКОВА

     19 октября 2014 года жители Курской области, города Курска и патриоты России отмечали 70-летие со дня рождения Лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е.Репина, Почетного гражданина города Нови Сад (Сербия), народного художника России В.М.Клыкова.

     Хотя известно, что Вячеслав Михайлович родился 16 октября, но отец записал сына девятнадцатым октябрём в честь Пушкинского святоносного лицейского братства.

    А теперь я хочу рассказать о некоторых эпизодах, связанных с нашим знаменитым земляком. Впервые я познакомился с Вячеславом Михайловичем в 1961 году, когда я учился на первом курсе художественно-графического факультета Курского пединститута, а он уже был студентом второго курса. Первый, кто заметил талант Вячеслава, был преподаватель по начертательной геометрии худграфа Николай Иванович Лобачёв, а не Лобачек, как многие ошибочно называли Николая Ивановича в документальных фильмах и в прессе.

     За два года учёбы на худграфе Вячеслав много времени уделял рисунку, лепке из пластилина, глины. Самостоятельно изучал анатомию человека в мединституте. А когда мы были на пляже, он внимательно рассматривал фигуры купающихся ребятишек. Позже в Москве оно вылепит мальчика с собачкой.

   Вместе с Вячеславом я ездил за голубой глиной в село Никольское, что недалеко от Коренной пустыни. Глину брали прямо из реки Тускарь.

    Ещё когда Клыков учился на худграфе, он вместе с заведующим кафедрой философии Курского пединститута греком Александром Николаевичем Илиади устраивали выставки работ больных пациентов в психиатрической больнице в Сапогово. Слава рассказывал, что в больнице были два брата-близнеца, и если один начинал чесать за ухом, то второй брат делал то же. Это, конечно, интересовало Илиади как психолога и философа.

     Благодаря своему мощному трудолюбию Вячеслав поступил в Суриковский художественный институт переводом на отделение монументальной скульптуры. Большую помощь ему оказал Курский архитектор Алексей Григорьевич Шуклин. Когда он увидел работы Вячеслава, то написал письмо ректору Суриковского художественного института Томскому Николаю Ивановичу с приложением работ Клыкова.

     Преподавателем у Клыкова до 1966 года был скульптор монументалист Матвей Генрихович Манизер, а по рисунку – сын Матвея Генриховича Гуго Матвеевич.

     Свои первые студенческие работы Клыков привёз показать землякам. Мы, студенты, думали, что он покажет фигуры людей или животных, а это были какие-то пласты с дырами, но очень красиво решённые по пластике. Угадывалось влияние английского скульптора Генри Мура. Куряне эти работы приняли негативно. И только Илиади пояснил, что после таких упражнений различных форм будут и портреты людей, и фигуры животных.

     Уже в первые годы учёбы в Москве Клыков вылепил бюст партизанки Веры Терещенко.   А потом был Серафим Саровский в Коренной пустыни и в Черемисиново, Икона Курская Коренная, Александр Невский в Курске, памятник Плевицкой в Винниково, жеребёнок около биофабрики, Поклонный крест в Черемисиновском районе и в Мармыжах, Храм Покрова Пресвятой Богородицы на родине, в селе Мармыжи.

     Надо заметить, что когда Вячеслав Михайлович лепил, то он не любил, чтобы на него смотрели сзади за работой.

     Когда мы открывали очередной памятник, то всегда была хорошая солнечная погода. А вот что говорил о погоде и Клыкове лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Геннадий Стрекалов при открытии памятника императору Николаю Второму:

     «Дорогие братья и сестры! Уважаемые друзья! Мы сегодня присутствуем при очень благом деле. Утром проснулся, посмотрел направо, налево – всё заволокло какими-то свинцовыми облаками. А в момент благого дела открытия памятника императору Николаю Второму и погода нам способствует, и вот это праздничное настроение – оно вашим присутствуем здесь обусловлено. Я бы хотел сказать, что много сейчас говорят о возрождении России. Это очень модное слово, но ведь возрождение не придёт само собой, как в сказке о рыбаке и рыбке. Это не каждому по силе получить такой удар от этих варваров, взорвавших этот памятник. И он всё-таки нашел в себе силы и сделал, довёл до конца… Я хочу сказать, что вот с такими, как Вячеслав Михайлович, я лично как космонавт пошёл бы в самый серьёзный космический полёт».

     Русские люди, патриоты с любовью относились и относятся к знаменитому скульптору. Сам же Вячеслав Михайлович, в свою очередь, так говорил в селе Мармыжи на своём шестидесятом дне рождения:

     «Дорогие мои, любимые русские люди, земляки! На самом деле вы самые любимые мои люди. Даже если я кого-то не видел в лицо, приезжая сюда или по дороге я всё время вспоминаю не только ваши глаза, ваши лица, я узнаю не только вот всех вас, я узнаю своих сразу, и мне так радостно и так тепло. Мы приезжаем часто в Мармыжи, и я всегда боюсь, когда мы едем сюда, как бы сердце не разорвалось от любви к этой земле, полям».

     Вячеслав Михайлович бережно относился к русским песням. Можно сказать, что он заново открыл и реабилитировал Надежду Васильевну Плевицкую, которая была несправедливо обвинена в шпионаже, сравнивая её с Матой Хари.

     Сам же он хорошо пел, любил поэзию. Некоторые стихи Николая Рубцова он знал наизусть.

     Приведу такой случай. После открытия Звонницы на Прохоровском поле мы ехали в одном купе с правнуком Льва Николаевича Толстого Никитой Ильичём Толстым. Так что Вячеслав и Никита пели всю дорогу, пока я не вышел в Курске.

     А вот другой случай. Известно, что Вячеслав Михайлович часто приезжал на свою малую родину в Мармыжи и, как правило, с писателями, художниками, актёрами. Был на его родине актёр Алексей Захарович Ванин, певица Татьяна Петрова и будущая певица Татьяна Острягина, геополитик Наталья Алексеевна Нарочницкая. Однажды он приехал с кинооператором из Орла – Владимиром Почечикиным, чтобы запечатлеть мать Вячеслава Михайловича. Лидия Тимофеевна всегда гостеприимно встречала гостей и друзей сына. Владимир гостил на родине Клыкова несколько дней. А через некоторое время Вячеслав Михайлович встретил Почечикина в Орле. И сказал ему, что теперь его очередь угощать гостя у себя дома. Владимир всячески уклонялся, но всё же пригласил Вячеслава Михайловича в свой дом. Жена Владимира Маша, узнав, что это и есть сам Клыков, достала припрятанную бутылку самогона (как видно, от мужа), чтобы угостить дорогого гостя. Ну а после угощения запела казацкие песни, посвящённые легендарному генералу Ермолову. Вячеслав Михайлович от этих песен прослезился. Про этот случай мне рассказал сам Клыков, а дополнил белгородский скульптор Анатолий Шишков.

     В 1991 году, по инициативе Фонда Славянской письменности и культуры, было совершено перенесение мощей преподобного Серафима Саровского из Богоявленского Кафедрального собора Москвы в Дивеево, которое закончилось установлением памятника преподобному Серафиму на его дальней пустыньке. В день открытия памятника Вячеслав Михайлович приготовил для Патриарха Алексия II серебряный с позолотой барельеф Серафима Саровского. Когда открывали памятник, то монахини, стоя на коленях, молились и плакали. Вячеслав Михайлович рассказал мне, что он тоже не смог сдержать слёз, а барельеф подарил монахиням.

     В октябре 1991 года по инициативе Вячеслава Михайловича в Курске проходила конференция «Русский чернозём». В ней принимали участие ученые-почвоведы из центральных областей Черноземья. По окончании конференции Клыков в Москве в Министерстве иностранных дел организовал пресс-конференцию. Были приглашены крупнейшие средства массовой информации. После этого Вячеслав организовал экспедицию по чернозёму всех центральных областей России в честь столетнего юбилея выхода книги В.В.Докучаева о русском чернозёме. Финансировать экспедицию правительство не стало. Поэтому Вячеслав на эти мероприятия потратил свои 27 тысяч рублей.

     В своей книге Докучаев писал: «Чернозём… для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нём вековечное неистощимое русское богатство».

     Вячеслав Михайлович гордился, что в 1900 году на Всемирной выставке в Париже центральное место в экспозиции вместе с Каслинским ажурным чугунным литьём был большой куб русского чернозёма. Французы тут же окрестили русский чернозём «Черным бриллиантом».

     А какого объёма был Панинский монолит? Вячеслав утверждал, что один кубический метр. Пришлось с ним поспорить. Дело в том, что куб был изъят в Воронежской области в моём родном Панинском районе. С помощью ломовых лошадей мужики вытягивали из котлована по спущенному в яму дубовому скату огромный куб чернозёмного монолита – каждая грань равнялась сажени! – предварительно обитый досками и обвязанный верёвочными канатами. Тянули к станции этот исполинский ящик по первому снежку на специальных широкополозных санях шесть запряжённых цугом битюгов. Это был восьмикубовый Панинский монолит, содержащий в себе 11% гумуса.

     После закрытия выставки монолит отправился в Сорбону. К сожалению, в 1968 году, во время студенческих волнений, в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию монолит куба был разрушен. Его обломки, самый большой из которых имеет размеры 60х40х30, находится во Французском национальном агрономическом институте. Вячеслава Михайлович в нашем споре я всё-таки убедил.

     В 1992 году, по инициативе Фонда Славянской письменности и культуры, решено было по благословению Святейшего Патриарха Алексия II пронести через все славянские страны Неугасимую Лампаду, воженную во святом Граде Иерусалиме, с Благодатным Огнём от Гроба Господня. До Москвы во главе сопровождения Неугасимой Лампады был епископ Василий Родзянко и ещё 12 человек. А из Москвы от Славянской площади до Севастополя её сопровождали Александр Морозов, Шиновский Юрий, старший брат Игоря Талькова Владимир. Я тоже был участником этого знаменательного события. На всём пути нас встречали прихожане с пасхальными лампадами из Тулы, Орла, Курска, Белгорода, Харькова.

     Когда мы проезжали по Украине, в одном из городов было объявлено по радио и телевидению, что в кинотеатре вечером будет показан фильм о Благодатном Огне. Когда же мы пришли в кинотеатр, то в зале на первом ряду сидела одна девочка лет шести-семи. Вячеслав Михайлович поблагодарил девочку, и фильм был показан для неё одной.

     Последняя остановка у нас была на месте Святого Крещения Крестителя Руси Владимира в Херсонесе Таврическом…

     Пётр Михайлович Ярцев"

Вернулась 5 августа из командировки, пришла  на работу. Ко мне тотчас вошла секретарь и сказала: "вчера звонил тот молодой человек, что был  с дедушкой   несколько дней назад. Он просил сообщить, что Петр Михайлович  умер". "Как - умер?" - только и смогла ответить ей...

Эта запись  неожиданно оказалась  посвящением   памяти очень хорошего человека, отличного скульптора, патриота России
Петра Михаловича Ярцева.
Пусть Господь будет милостлив к душам
двух великих людей, друзей по жизни и совместной работе  Вячеслава Клыкова и Петра Ярцева.

КУЛЬТУРНЫЙ МИНИМУМ

На днях по ТВ Беларусь-24 слушала интервью с временным поверенным США в Белоруссии Роландом Скоттом.

Прекрасный, чистый, корректный русский язык. Сказал, что, будучи студентом, решил выучить русский, чтобы читать Толстого и Достоевского в оригинале. Беседа с ним проявила, что господин Скотт – пацифист и вегетарианец, миролюбивый и ответственный МИДовец из другой страны. Человек высокой культуры.

Подумала: ведь как важно, чтобы молодой человек не прошёл в молодости мимо того, что можно назвать культурным минимумом. Остаётся понять, что отнести сюда.

Что нужно прочесть в обязательном порядке?

Какую музыку надо слушать обязательно?

Какие художники составят строчку культурного минимума?

Какие славные имена малой родины, в которой живёшь, должны быть в твоём «рюкзаке»?

Например, в Курской области: Константин Воробьёв, Евгений Носов, Георгий Свиридов, Надежда Плевицкая, Александр Дейнека, Ефим Чепцов, Аркадий Гайдар – кто ещё?

Насколько велика роль в духовном развитии человека сокровищницы православия- Курской Иконы Богородицы «Знамение», Одигитрии Русской зарубежной православной Церкви. В целом, монастыря «Коренная пустынь».

Как быть с соседями? Музей И.С.Тургенева во Мценске, Ясная Поляна Л.Н.Толстого – хотя бы один раз, но надо побывать и там, верно?

А лучшие художественные галереи страны? А театры?

А как обойти стороной мировое художественное наследие?

Так где начинается и заканчивается тот самый «культурный минимум»?

Или : «есть у революции начало, нет у революции конца»? Так будет вернее?

Студенты, молодые люди ждут Вашего совета.

К ним присоединяюсь и я.

Заранее – спасибо.

Вес 20 – 30 граммов, а долетает до Африки!

Живой символ нашего края – Курский соловей. Откуда пошла слава соловья курского?

Самые лучшие певцы – курские соловьи. Песня курского соловья и его песенные диалекты насчитывают от 8 до 24 колен: чистейшие звуки флейты, щелканье, клёкот, посвист и множество других вариаций являются важной эстетической составляющей окружающей среды.

Соловья часто упоминают в песнях, стихах, прозе… И.С. Тургенев в письме к С.Т. Аксакову писал «Курские соловьи поют как никакие другие. У них свои трели, особенные колена, среди которых наиболее редким, своеобразным считается «кукушкин перелет».

В наших краях обитает обыкновенный (восточный) соловей. Окраска его совершенно неприметная – бурая, хвост рыжеватый, которым он часто подергивает. Размером соловей с воробья, а весит всего 20-30 граммов. Соловей - птица скрытная, любит сидеть на голых ветках, выпрямившись, как примерный ученик. Самец в период гнездования охраняет свою территорию. Песня – сигнал конкурентам – место занято!

Поют только самцы, наиболее активно рано утром и на вечерней заре, часто ночью. Нередко территориальные участки расположены группами, и соловьи как бы перекликаются. Песнями самец привлекает будущую супругу. Строительство гнезда и насиживание кладки – обязанность самки. «Сам» все это время только поет, пока не настанет время выкармливать и воспитывать птенцов. Гнездо соловьи устраивают на земле или невысоко над ней: на кочках, в щелях, между камнями.

Через 10 дней после рождения птенцы уже полностью оперены. Кормят родители их до 28 дней. К концу июня птенцы покидают гнезда.

Отлетают соловьи на зимовку в одиночку или небольшими группами с конца июля до сентября. Зимуют в Африке.

В наши парки соловьи возвращаются с африканских зимовок к концу апреля. Лучшие соловьиные места – заросли кустарников, особенно вдоль речек, у водоемов, по опушкам леса, на пустырях, в оврагах. В жилых массивах чаще всего соловьи встречаются в скверах, на озелененных территориях больниц, детских садов, гостиниц.

Кроме России соловьи обитают в Восточной Европе, Скандинавии. Есть соловьи и в Западной Европе. Однако ее жителям не повезло – у них обитает другой вид – южный соловей. Песенка его не такая звучная, в ней отсутствуют самые яркие колена – «дудки» и «раскаты».


…На девятой неделе после Пасхи стекалось в древний Курск великое множество паломников, чтобы пройти крестным ходом с чудотворной иконой Божией Матери «Знамение» в Коренную пустынь, а заодно из святого источника воды целебной испить да искупаться в ней.

Тысячи людей съезжались одновременно и на знаменитую Коренскую ярмарку: кто продать или купить, кто о деле поговорить, кто на людей посмотреть, себя показать, а кто и соловьев послушать. Молва народная гласила, что они громче-звонче поют, если горлышко водицей промочат. А в Коренной она особенная, может, потому здешние соловьи своими песнями от всех других и отличаются! Курский соловей такие «коленца» выделывает – век не забудешь! «Вот бы домой такую птицу привезти!», – рассуждали многие и просили местных жителей помочь им. Так появился на курщине соловьиный промысел.

Соловьятники отлавливали лучших певцов да продавали их по круглой цене на Коренской ярмарке знатокам и любителям. Так, вместе со славой о себе «разлетелись» курские соловьи по всему свету

Из «Памятной книжки Курской губернии за 1860 год»: Много ли, мало ли утекло коренской воды с тех пор, да только стал соловей – птица высокого достоинства – живым символом Курского края.

Многое мог рассказать о соловьях Почётный гражданин Курской области, к сожалению, уже ушедший профессор, биолог Николай Стефанович Шевырёв. Они, биологи, высчитали каким-то мудрёным способом, что особое пение курского соловья происходит из идеального сочетания ряда факторов: температуры воздуха, качества воды и т.д. К сожалению, моя память не удержала деталей того разговора, а уточнить теперь не у кого.

Пусть громче-звонче поют соловьи на курской земле.

А ниже – подарок всем, кто сюда заглянёт, к 8 Марта. Давно известно, что этот праздник любят и женщины, и мужчины. Насладитесь, друзья, роскошной трелью соловушки. Курского.


Мой папочка, папулечка, папулечка-хорошечко

Слова, вынесенные в заголовок, прозвучали в песенке милой девочки Софии на празднике – День отца – в Курске.

А, знаете, что. Правильно это было, установить День отца. Празднику в Курской области третий год, а положительный эффект налицо.

Во-первых, в этот день собираются вместе семьи (прежде всего, отцы), депутаты, актив общественных организаций, руководители города Курска. В выступлениях звучат слова признательности лучшим семьям, поднимаются вопросы дальнейшего развития муниципалитета через призму улучшения положения семьи. Многодетным семьям вручаются сертификаты – субсидии на приобретение жилья. Заметим, что эти выплаты – дополнительно к материнскому капиталу!

Проблемы многодетных семей руководство города знает не понаслышке. Так, у главы администрации города Николая Овчарова, заместителя главы города Владимира Ткаченко, депутата Курского городского собрания Владимира Токарева тоже по 3-4 детей. Отцы этих семей люди ответственные, а их жены – прекрасные матери и хозяйки.

Во-вторых, подобные встречи показывают, как меняются молодые семьи, как усиливается роль отца в них. Особенно приятно слушать и видеть пары, прожившие супружескую жизнь «в уважении, терпении и смирении», как сказала одна из женщин, на протяжении 50 и более лет.

Особенно тронуло, когда многие говорили о том, что в семье «я хочу» не может быть главной семейной формулой.

P.S. Фотографии выполнены на телефон и многие не удались. Поэтому Вы увидите только малую часть. Хотелось передать атмосферу праздника «День отца». Простите, что не очень удалось.


Кликните по изображению, чтобы открыть в реальном размере.

О Татьяне Болховитиной замолвлю слово



Года три –четыре назад от руководства Брянского филиала РАНХиГС мы получили приглашение принять участие в научно-практической конференции, перекликающейся с научными и практическими интересами Курского института менеджмента, экономики и бизнеса.

В гостеприимном филиале академии госслужбы познакомились, прежде всего, с руководителем – Татьяной Сергеевной Болховитиной. По всему было видно: «рубашка филиала в плечах» была ей немного тесновата. Энергичная, чёткая в указаниях, яркая и уверенная, Татьяна Сергеевна являла собой пример современного руководителя - профессиональна, достаточно строга, владеющая информацией, выходящей далеко за пределы обсуждаемой темы – в общем, магнитом притягивающая к себе.

Татьяна Сергеевна с отличием закончила Брянский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт им. И.Г.Петровского - учитель русского языка и литературы; с отличием - Академию общественных наук, получила квалификацию «политолог, преподаватель социально-политических дисциплин»; защитила диссертацию. Кандидат политических наук. Ни в одной из партий не состоит.

В качестве предыдущего опыта деятельности с особой теплотой вспоминает работу в выборных должностях секретаря Брянского горкома и первого секретаря Брянского обкома комсомола. Это был период с 1979 по 1992 годы. Брянский комсомол насчитывал тогда почти 200- тысячный отряд молодёжи. На его счету прекрасные молодёжные проекты по сохранению памяти о Великой Отечественной войне, участие в создании мемориальных комплексов «Партизанская поляна», Памяти погибших во время войны автомобилистов.

Затем – сложная многолетняя работа в администрации Брянской области: председатель комитета по делам молодёжи, начальник отдела женщин, семьи, и детей, начальник управления культуры Брянской области, заместитель Губернатора Брянской области. С 2004 года - директор филиала академии госслужбы.

В мои интересы при посещении тогда Брянской области входило, как вице-президента Общества «Знание» России, подыскать лидера для Брянской областной организации «Знание». С этим предложением обратилась к Татьяне Сергеевне, договорились о проведении конференции и рекомендации её для избрания президентом брянского «Знания».

Так и пересеклись наши пути. Татьяна Сергеевна - тот тип руководителя, которого не надо убеждать в важности общественной работы, не надо уговаривать принять участие в новых проектах, во встречах и т.д. Понимание всегда – с полуслова. Радостно работать на общественном поприще, когда рядом такие коллеги.

И вот – Форум молодых просветителей Центрального федерального округа по теме «Народный Покров Победы», который состоялся 6-8 апреля 2015 года в Брянске. Накануне 70-летнего юбилея Великой Победы было важно побывать в крае партизанской славы, местах, которые жертвовали жизнями солдат и мирных жителей, но делали всё, чтобы остановить врагов, желающих стать хозяевами русской земли.

Форум брянцы организовали изумительно: трогательно, патриотично, эмоционально, используя огромный пласт исторической информации. В лучших залах Брянска, с приглашением ветеранов Великой отечественной войны, лидеров общественных организаций, руководства области проходили самые разнообразные встречи.
Всё способствовало объединению молодёжи ЦФО на патриотических идеях. Всё говорило о том, что на брянщине чтут память о героях войны. Низкий поклон всем, кто принял участие в организации Форума.

А что же, Вы спросите, Татьяна Сергеевна? Какова была её роль в организации этого мероприятия? Отвечаю. Самая ответственная и самая важная. Именно 6 апреля 2015 года, в день открытия Форума, Татьяна Сергеевна Болховитина назначена исполняющей обязанности заместителя Губернатора Брянской области. Это назначение – по заслугам.

И, хочу подчеркнуть, Татьяна Сергеевна не сложила с себя обязанности Президента Брянской областной организации общества «Знание» России. Что отрадно и приятно вдвойне.

Сердечно поздравляем Татьяну Сергеевну с новым назначением. Поздравляем Общество «Знание» России - просветительским идеям и проектам на брянщине будет добротная поддержка, уверены в этом.




Кликните по изображению, чтобы открыть в реальном размере.

>

Команда, без которой мне не жить

Неожиданно быстро пролетели 27 лет работы в Доме, который официально называется в Курске Домом знаний. Но многие называют «Наш Дом», «Белый домик», «МЭБИК».

Приятно, что все названия Дому верны.

Но дело не только в названии. Да, Вы догадались правильно: главное, кто его населяет. Как важна для человека семья и самое близкое окружение дома, так необходима для него и атмосфера того места, где он трудится.

Как называть тех, с кем вместе без малого три десятка лет идёт со-творчество, со-трудничество? Решаются большие и малые дела, вместе делятся радости и горести. Принято говорить: команда (в отличие от «коллектива»).

Есть формальные характеристики понятия «команда». Они описаны в учебниках менеджмента, используются при тренингах. Что такое команда?


  • Команда – это группа людей, которые обладают высокой степенью взаимозависимости при выполнении задач, и, в зависимости от сложившейся ситуации, выигрывают или проигрывают вместе.

  • Команда – это взаимодействие группы людей, стремящихся объединить свои усилия для того, чтобы достичь общей цели и взаимозависящих друг от друга в отношении информации, ресурсов и навыков.

  • Команда – это наивысшая ступень развития взаимоотношений совместно работающих сотрудников.

  • Команда – это грамотно организованный коллектив сотрудников компании, в котором помимо хороших личных отношений между участниками команды, еще поддерживаются четкие рабочие отношения. Каждый участник команды отвечает за свой участок работы и искренне считает, что от того, как он выполнит свою работу, будет зависеть общий результат.

Безусловно, команда нашего Дома обладает характеристиками положительной синергии:

У каждого члена команды есть чувство общих целей, каждый член команды готов работать над их достижениями.

Команда знает, у кого из ее членов какие способности и знания, и использует их для работы в соответствии с необходимостью. Команда с готовностью подчиняется и признает полномочия тех, чьи знания и квалификация важны для выполнения непосредственной задач.

К членам команды отношение равное и работают они на равных, что способствует достижению целей и поддерживает сплоченность и хорошее моральное состояние.

Энергия команды направлена на решение проблем, а не на выяснение отношений и конкуренцию.

Поощряются различные мнения и свободный обмен ими.

Члены команд лично для себя устанавливают высокие критерии работы и поощряют друг друга достигать намеченного.

Члены команды считают ее неотъемлемой частью себя и важным источником как профессионального, так и персонального роста.

Уверена, что команда Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, техникума экономики и права, Общества «Знание» Курской области», других наших общественных «островков», практически на все 100% соответствует общепринятым критериям команды. Так, члены команды нашего Дома знают свои роли и прекрасно справляются с их исполнением. Абсолютное большинство из членов команды достаточно долго работают вместе. Недавно поняла, что несколько человек, также, как и я, «живут» в Доме около трёх десятков лет. Именно они, мои дорогие коллеги и соратники, друзья и товарищи создали команду с высокой степенью доверия, уважения, лояльности друг к другу, команду, миссия и ценности которой вполне совпадают с бессмертными словами «раньше думай о Родине, а потом о себе».

…Совсем недавно, в очередной раз мы держали экзамен «на зрелость». Высокая комиссия в течение недели работала с членами команды - по вертикали, включая студентов. Тем более приятно было услышать лестные слова в адрес всех. В адрес Команды. Команды, «без которой мне не жить». Нижайший поклон, дорогие. И здоровья.

Когда учёные, магистры, студенты будут разыскивать для научных статей или дипломных работ лучший пример работы команды, знаю, какой адрес рекомендовать. Город Курск, ул. Радищева, 35, команда МЭБИК и всего Дома знаний.

Оркестр расстрелянных трубачей

В каждом апреле, 14 лет кряду, проходит в нашем вузе, Курском институте менеджмента, экономики и бизнеса, международная научно-практическая конференция. Темы всегда актуальные, внимание притягивают. Вот и нынешней весной собралось около 180 человек: студенты, аспиранты, преподаватели высшей школы, представители власти и бизнеса. Разговор получился дельный, многие идеи были, что называется, «на вырост»…

Среди участников конференции был человек с потрясающим позитивным энергетическим зарядом, руководитель одного из департаментов администрации города Липецка Алексей Иванович Логинов. Его выступление на круглом столе заворожило слушателей: нестандартный взгляд на стандартные ситуации, новые подходы к решению актуальных вопросов развития городского хозяйства.

Участвовали в конференции также представители администрации и городского собрания города Курска. В конце работы конференции один из уважаемых сотрудников городской власти любезно предложил гостю из Липецка познакомиться с нашим городом. Прогулка по центру города – это всегда интересно. Смотрели памятники, старые и только что выполненные. Любовались архитектурой сохранившихся зданий прошлого, дореволюционного времени.

Алексей Иванович отметил, что Курск делает многое по увековечению памяти знаменитых земляков. Также он рассказал, что в Липецке выстроен уникальный памятник оркестру трубачей. Это было время революции и гражданской войны. На революционной стороне был оркестр музыкантов. Но однажды белые захватили оркестр, заставляя их играть «Боже, Царя храни». Однако, трубачи ответили исполнением «Интернационала». Всех их расстреляли.

Благодарные липчане 27 лет тому назад поставили памятник трубачам в центре города. А вскоре в Липецке состоялся всероссийский фестиваль бардовской песни. Как обычно, приехали исполнители, тысячи жителей города собрались слушать авторскую музыку. Барды пели, каждый о своём… Так как это происходило неподалёку от памятника трубачам, то горожане стали поговаривать: что же никто не написал песню о расстрелянных героях… Тут, – рассказал Алексей Иванович, – вышел на сцену молодой автор и стал петь о погибших героях гражданской войны. И была эта песня, как поняли липчане, о трубачах. С восторгом приняли барда на липецкой земле, – добавил А.И.Логинов.

«Вам, может быть, покажется невероятным, сказал курянин, спутник Алексея Ивановича, – но бардом, о котором вы рассказали, был я».

– «Не может быть»! – воскликнул гость из Липецка.

– «Может», – ответил Владимир Юрьевич Аникин.

Фантастика! Услышав этот рассказ, конечно, позвонила В.Ю.Аникину. Он подтвердил: было такое, 27 лет назад. Попросила разрешения написать об этом в блоге, получила согласие. Владимир Юрьевич также переслал мне эту песню.





…Но есть ещё кое-что важное, о чём умолчала. Обязательно дополню эту невероятную историю, отвечая на ваши комментарии, дорогие читатели блога. Уверяю вас, это было не случайное совпадение.

Песня о Курске

Много лет назад поэт В.Костров и композитор В.Орловецкий написали песню о Курске. Помню, что нас, работников молодёжной организации, пригласили в Дом офицеров на презентацию этого произведения. Затем все, кто находился в зале, разучивали слова и мелодию и пели вместе с авторами.

Но, к сожалению, по каким-то причинам Песня о Курске не прижилась. У меня сохранился рукописный текст. Правда, в нем только два куплета и припев. Думаю, что был, как минимум, и третий. Возможно, это были слова для солиста.

Может быть, кто-то слышал эту мелодию, эти слова? Может быть, где-то на просторах интернета есть полный текст и ноты? Готовясь к своему тысячелетию, древний Курск вполне может иметь в своем песенном арсенале и это музыкальное произведение.


Куда соловьи проложили свой курс,
Где русская ратная слава не тускла,
Зовёт меня песня в мой солнечный Курск,
На светлую Тускарь.

Припев:
Ветер полынный,
Город былинный,
Край соловьиный.

Тут спят наши деды в корнях ковыля,
И много простора для жатвы, для битвы.
Недаром политые кровью поля
Для сердца магнитны.

Припев:
Ветер полынный,
Город былинный,
Край соловьиный.


Кто знает, сколько написанных, но не спетых песен о родном городе пылятся в архивах, или записаны на листочках школьных тетрадок.

Вот если бы нашлась и эта, написанная в форме торжественного гимна, песня о Курске. Мы передали бы её в комитет по культуре Курской области. Как подарок, в Год Культуры. Попробуем, друзья?

Кто мой ближний?

В издательстве «Эксмо» вышла книга «Любовь долготерпит» диалоги митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна с журналистом Марией Городовой.

Много лет тому назад мне выпало счастье познакомиться с отцом Иоанном, бывшем тогда правой рукой Владыки Иувеналия. В 1985 году они оба приехали из Иркутска. О.Иоанн был секретарём у Владыки, затем возглавил созданную духовную семинарию. Владыка Иувеналий по своему характеру был созидатель, о.Иоанн следовал тем же курсом. Разница была в том, что о.Иоанн являл собой «племя младое», с хорошей университетской подготовкой историка и аспиранта Новосибирского университета. Тогда мы организовывали встречи с женским активом, с удовольствием слушали молодого священника. Затем о.Иоанна перевели в Белгородскую епархию, где он и служит правящим архиереем. Конечно, встречи теперь не так часты, но Владыка Иоанн часто посещает Курск.

Беседы с Митрополитом Иоанном в книге «Любовь долготерпит» изложены в виде острых, интересных диалогов. Нет необходимости пересказывать их, лучше прочесть. Обращу внимание только на один вопрос и ответ. Уж очень актуально это для каждого из нас.

Вопрос журналиста: В реальной жизни часто доброжелательность, нежелание отвечать на агрессию агрессией воспринимается как слабость. У каждого, наверное в жизни есть опыт соседства с такими людьми. Владыка, а как по-христиански надо поступать в таких ситуациях?

Ответ Митрополита Иоанна: Если ты чувствуешь, что еще не можешь противопоставить натиску недоброжелательности свою любовь, то лучше всего руководствоваться принципом, сформулированным в Священном Писании: «Уклонись от зла и сотвори благо, и будешь жить вовек» (Пс.36.27). Так вот, уклонись. Это очень точное слово. Уклонись от разговора, если чувствуешь, что разговор разрушает тебя, уклонись от встречи, уклонись от каких-то совместных действий, в конце концов уклонись от осуждения того, кто не прав. И есть ещё один принцип, изложенный в книге Притчи Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч.9.8). <…> Проблема вынужденного соседства с людьми агрессивными – это очень серьёзно. <…> И тут важно ощущать меру защиты, чтобы самому не стать агрессором. А вообще вопрос о ближнем – неудобном, агрессивном, а то и просто психически больным – это вопрос о степени терпимости. <…> И наоборот, дух нетерпимости – это состояние мятущейся, греховной души; когда в другом ты обнаруживаешь грех и в ответ взрываешься. Но ведь обнаруживаешь ты его и реагируешь на него так только потому, что он, этот грех, есть и в тебе и тобою ещё не побеждён.

Вопрос: Что делать нам, если зло велико, агрессия так сильна, и кажется, что уже нет места любви?

Митрополит Иоанн: А у нас есть молитва, которую повторял распятый на кресте Иисус: «Господи, прости им, ибо они не ведают, что творят!»

Но ведь ближние для человека не только те, кто рядом, кто родня по крови. Разве можно быть равнодушным, когда в соседней стране, стране православной, льётся кровь? Разве можно быть спокойным за будущее своих близких, родных, молодое поколение, если идут чудовищного масштаба информационные войны? Что же делать?

Застывшая эпоха

Во время недавнего пребывания в Брянске удалось посетить музей народных художников СССР братьев Ткачёвых. Алексей Петрович и Сергей Петрович передали в дар родному городу Брянску свыше 1000 единиц наименований для музея: картины, эскизы, наброски, фотографии, афиши.

Братья Ткачёвы писали картины почти всегда в соавторстве. Редко можно увидеть только одну подпись. Удивительным кажется их высокий родственный и творческий союз. Старший брат воевал, ушёл на фронт в 1941 году, получил тяжёлое ранение. Оно давало о себе знать всю последующую жизнь. Младший, как мог, поддерживал его. У одного брата есть семья, дети, внуки. У другого – семейные узы не сложились. Братья всегда, – и в горе, и в радости – вместе. Сейчас их возраст за 90 лет. Слава Богу, оба здравствуют, живут в Москве.

В музее представлена, прежде всего, живопись. По сути, на стенах разместилась целая эпоха. Эпоха, которой уже нет. В первом зале мы видим жанровые сюжеты картины родной деревни Чучонки, портреты родителей, соседей, крестьян, детей. Убогость жилья, тёмные лица крестьян, узловатые руки, тёмные, почти черные тона красок передают нерадостность бытия…

Отдельно представлена тема войны, которую один из братьев видел воочию.

Послевоенная тематика – это гимн жизни и человеку. Особенно радуют картины, где изображены дети. Так как художники работали, в основном, на пленере, то и картины их содержат много света и воздуха. Прекрасно передаётся настроение в полотне, где группа девочек стоит на дощатом причале на Волге. Или: дети присели, как на насесте, на деревянной изгороди, на их головах ромашковые веночки, а позади – широкий зелёный луг с пасущимися коровами. Безмятежность, покой и вечность бытия – так передают братья общее настроение, характерное для 60-70-х годов прошлого века.

Радуемся за брянцев. Иметь такой музей в провинции, как принято говорить, это великое дело. Хоть эпоха и застыла на стенах, но воздействие на посетителя экспозиции, его сознание – необычайно сильное. Как книгу, можно читать события 20 века, отражённые в красках. Спасибо братьям Ткачёвым. Спасибо руководителям Брянщины, создавшим и поддерживающим музей в идеальном порядке.

Остаётся мечтать, что и в Курске однажды появится свой художественный музей. Не просто выставочный зал, не просто 2-3 работы мастера в галерее. Хочется, как в Брянске, увидеть добротное строение, в котором последовательно видишь эпоху в лицах, природе, сюжетах. Например, в Курске живёт народный художник СССР Василий Иванович Ерофеев. По итогам конкурса общественного признания 2013 года он признан «Человеком года». Пишет картины не менее полвека. Представьте себе: вы приходите в музей курских художников и в нескольких залах можете насладиться очень хорошей живописью нашего земляка, талантливого творца В.И.Ерофеева…

Пожелаем руководителям нашей области и города в недалёком будущем принять такое решение.

В пользу граждан.

В пользу подрастающего поколения.


Картины братьев Ткачевых