Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Поколение Игрек (Y)

Недавняя командировка в Санкт-Петербург совпала с праздничными днями, чем не преминула воспользоваться. Можно было без спешки побывать в разных местах прекрасного города, напитаться атмосферой культуры и искусства. Гостиница «Русь», где всегда останавливаюсь, и в этот раз была переполнена постояльцами.

А постояльцы были не простые. Из многих городов и весей России приехали школьники. Была возможность получше разглядеть их, так называемое, поколение «Y». Мы пересекались с ними на завтраках, в лифте, на диванчиках в гостинице, ожидая свой транспорт. В театрах, на выставках.

Некоторые выводы, совсем без претензии на полную объективность.

Первое. Теперешние 16-летки (плюс-минус пару лет) совершенно неотличаемы по месту своей прописки, что называется. Так, московские школьники и подростки из станицы Краснодарского края внешне очень похожи. Одинаковый спортивный стиль одежды, обуви. У всех – телефоны или планшеты, которые они достают в любом удобном для них месте. У девушек либо заплетены косы, либо волосы свободно падают на плечи, или, по-дорожному, собраны в «хвост».. Мальчишки же, наоборот, стремятся к более креативным, зачастую ассиметричным и т.д. стрижкам. То есть различия в облике между городскими и деревенскими устранены.

Второе. Поколение «Y», действительно, растёт в безбедной среде. Шведский стол в гостинице позволяет взять еды столько, сколько выдержат тарелки. Многие Y-чане так и поступали. Бедные официанты только и делали, что уносили остатки еды полными подносами. Значит, программа голодного детства и экономии продуктов уже не работает, как это было всего лишь несколько лет назад.

Третье. Высокий интерес к театру, музеям, выставкам. Практически везде залы в питерских театрах были заполнены на три четверти школьниками. В антрактах и перед началом спектакля все с интересом изучают репертуар театра, рассматривают фотографии артистов. Понятно, что у них заранее есть программа посещений. Но! Всё проходит на интересе молодых посетителей.

Четвертое. О чём они говорят между собой? Не поверите. О школе, об изучаемых предметах. Тут же задают друг другу математические задачки и тут же дружно решают их. Вспоминают химические уравнения и рассказывают, что происходит в результате той или иной химической реакции. Играют в слова, начинающиеся с какой-либо буквы. Вспоминают биологию. Чувствуется, что им это, опять-таки, интересно.

Пятое. После 12.00 (с нуля часов) в длинном коридоре гостиницы играют в футбол. Примерно до двух часов ночи идёт активное общение, пение, громкие разговоры, носятся по этажам по-сумасшедшему. Правда, этот график ночной жизни был нормой и для предыдущих поколений.

Шестое. С учителями (руководителями групп) ведут себя почти на равных, но уважительно. Не огрызаются, выполняют все их требования. Например, руководитель группы: «пять мальчиков подошли ко мне с вещами». Тут же встают пять мальчиков и подходят. «Пять девочек подошли ко мне». Идут пять девочек. Все организованно переносят свои вещи в определённое место, без толкотни и суеты. Надо отдать должное и руководителям: они понимают, что перед ними уже не дети, а вполне сформированные молодые люди.

Седьмое. Хорошие они ребята, из нового поколения «Y». Милые, умные, родные. Пусть всё у них сложится!

Ещё один рассказ: Сон в руку

Читаю рассказы Василия Павловича, хочется каждый представить вам, дорогие читатели. Но, думаю, этим – «Сон в руку» – завершу. Надо пощадить и ваше время. Стараюсь выбрать те, которые покороче – по той же причине. Но, поверьте, те рассказы, что «подлиннее», тоже несут глубокий смысл.

Сон в руку

Окончили десятилетку, куда пойти учиться? Этот извечный вопрос встал перед нами – выпускниками Медвенской школы. Я вместе с двумя товарищами решил попробовать сдавать экзамены в Курское фармацевтическое училище, которое располагалось в тихом, уютном местечке – на улице Льва Толстого, в небольшом двухэтажном, утопающем в зелени здании, рядом было такое же здание – областного аптекоуправления. Конкурс в училище был большой, в то время оно пользовалось авторитетом, так что впереди нас ждал трудный экзамен.

Начали готовиться к сдаче вступительных экзаменов, которые предстояли по истории и русскому языку – письменно (сочинение). Почему, непонятно мне и по сей день, не было экзамена по химии, ведь это – один из основных предметов в период обучения. Историю я знал неплохо, да и сочинение, листа 2,5 - 3 мог написать на любую тему (я решил поступать по совету моей бывшей учительницы). Готовиться уходил в свой любимый лесок, контроль за мной осуществляла моя старшая сестра Тоня, которая ежедневно интересовалась, что я прочитал по истории, по литературе, а иногда заставляла даже пересказывать прочитанное.

Каждый вечер ходили в клуб. Чтобы дома мама не ругалась, что поздно возвращаюсь, частенько спал на потолке хаты или на погребе, а часов в десять утра брал книги и уходил в лес. Там часто наплывали воспоминания о голодном детстве, и под тихий шелест листвы меня клонило в сон. Проснувшись где-то в полдень, загнув страницу вперед листов за десять, я, с чувством выполненного долга, гордо шагал домой и уверял сестру, что сегодня я повторил материал довольно-таки хорошо. Так незаметно пролетел июль, а первого августа экзамен – сочинение.

В ночь перед экзаменом я увидел сон, который оказался вещим. Мне приснилась тема сочинения, количество ошибок (пропущены две запятые) и даже оценка (четверка). Во сне я пишу сочинение на тему: «Образ В.И. Ленина по произведениям Горького и Маяковского», эпиграф «Ленин и партия – близнецы-братья, кто более матери истории ценен? Мы говорим: «Ленин» – подразумеваем партия, мы говорим: «Партия» – подразумеваем Ленин», написал три листа и думаю, все, хватит, достаточно. Сдал, проверили, пропустил две запятых, оценка – «четверка».

Приехали в Курск, пришли в фармучилище, выделили нам аудиторию для сдачи сочинений на втором этаже. Я взял мел и написал на доске тему сочинения, которую видел во сне.

В аудитории шум, гвалт. Входит преподаватель и со словами: «Что мы здесь делаем?» заставляет меня убрать написанное на доске. Затем он достает запечатанный сургучной печатью конверт, открывает, берет мел и пишет ту же тему, которую только что я писал на доске. Многие абитуриенты, уже не смотрят на доску, а повернулись ко мне, у них немой вопрос: «Откуда я знаю тему?».

Из трех тем, написанных на доске, я, конечно, выбрал «свою», со «своим эпиграфом», написал три листа. На следующий день пришли ознакомиться с результатом экзамена. У меня – «четверка». Я попросил показать мое сочинение, чтобы посмотреть, какие ошибки сделал. Каково было удивление, когда я обнаружил, что действительно пропущены были две запятые. Вот так действительно, «сон в руку». Теперь мне не удивительно, что и Д.И. Менделеев увидел таблицу периодической системы элементов во сне.

Атака Мертвецов. Забытый подвиг.

Прошедший июнь подарил нашему вузу и Курской региональной организации общества «Знание» России прекрасную встречу с молодыми просветителями, студентами из Беларуси и семи регионов ЦФО. Одним из условий участия в международной студенческой школе была разработка и защита социально-значимых проектов.

Представленные проекты были яркими, с хорошо выполненными презентациями. Присутствующие при их защите студенты и преподаватели МЭБИКа и других курских вузов ставили свою оценку авторам, молодым лекторам громкими, одобрительными аплодисментами.

Не скрою, меня поразил проект, представленный студентами из Воронежа. Будущие историки, студенты Воронежского государственного университета Евгений, Ирина и Александра представили материал «ВЗОР – воронежские защитники осовецкого рубежа». Презентацию проекта можно увидеть в новостной ленте на сайте Образовательной организации "Дом Знаний" под заголовком «Конкурс социально-значимых проектов».

…Шёл 1915 год. Первая мировая война. Небольшая русская крепость Осовец держала оборону от тогдашней Восточной Пруссии. Для немцев через Осовец лежал кратчайший путь в Россию. Обойти крепость было невозможно: она располагалась на берегах реки Бобры, контролируя всю округу, в окрестностях – сплошные болота.

Осада Осовца началась в январе 1915-го и продолжалась 190 дней. Противник применил против крепости все свои новейшие достижения. Доставили знаменитые «Большие Берты» – осадные орудия 420-мм калибра, 800-килограммовые снаряды которых проламывали двухметровые стальные и бетонные перекрытия. Воронка от такого взрыва была пять метров глубиной и пятнадцать в диаметре. Всего за время осады было выпущено до 400 тысяч снарядов. Вместе с артиллерией крепость бомбили немецкие аэропланы.

Командование, полагая, что требует почти невозможного, просило защитников крепости продержаться хотя бы 48 часов. Крепость стояла еще полгода. Чёрным днём для защитников Осовца стала дата 6 августа 1915года: для уничтожения гарнизона немцы применили отравляющие газы, смесь хлора с бромом. Газовая волна 12-15 метров в высоту и шириной 8 км проникла на глубину до 20 км. Все живое на плацдарме крепости было отравлено насмерть, – вспоминал один из участников обороны.

На передовой после газовой атаки в живых оставалось едва ли больше сотни защитников. Обреченная крепость, казалось, уже была в немецких руках. Когда германские цепи приблизились к окопам, то из густо-зеленого хлорного тумана на них пошли в атаку живые мертвецы…

Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек. Но они ввергли противника в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных заграждениях. Несколько десятков полуживых русских бойцов обратили в бегство три германских пехотных полка!

Ничего подобного мировое военное искусство не знало. Это сражение вошло в историю как «атака мертвецов»:

…Не будучи членом жюри, я всё-таки оценивала проекты, как говорится, для себя.

Воронежцам, без всякого сомнения, поставила высший балл – 10.

За то, что они, молодые люди, 100 лет спустя, открыли своим ровесникам, да и старшему поколению, историю подвига русских солдат, в том числе и своих земляков.

За то, что подняли из небытия, буквально, из пепла, забытый на многие годы и десятилетия пласт героической военной информации о наших предках. Спасибо им.

…А на планете, как и 100 лет назад, идут очередные войны. Совсем рядом гибнут мирные граждане, взрослые и дети, братский народ, славяне.

Господи, услышь наши молитвы о мире! Пусть на украинскую землю будет ниспослан Покров Пресвятой Богородицы!

Наставления учащемуся на пути обучения

В нашем вузе и техникуме есть традиция: ежегодные встречи ректора со студентами, преподавателями, сотрудниками. Как минимум, 11 лет собираемся в конце мая – начале июня, чтобы порадовать друг друга временем прекрасного со-общения, со-творчества, со-любви.

Очередная встреча состоялась 3 июня 2014 года. Она, как и все предыдущие, оставила единодушное мнение её участников вот в чём.


  1. Все дети/молодые люди талантливы. Как прекрасные цветы раскрываются способности студентов: на занятиях, участии в общественной жизни, спорте, творчестве. Хочется каждого обнять, поблагодарить за труд и ответственное отношение к учёбе и внеучебной деятельности.


  2. Самые талантливые, умные, трудолюбивые студенты учатся в нашем Доме, в МЭБИК и КТЭиП. Свидетельство тому ретроспективный показ фильмов и фотографий, отражающих предыдущие встречи.


  3. В становление молодой личности вносят свой неоценимый вклад педагоги, сотрудники факультетов, обслуживающий персонал. Каждый работник важен, уникален.


  4. Результат работы за 20 лет – восемь с лишним тысяч выпускников Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, техникума экономии и права.


А «на десерт» таки изложу советы Бурханиддина Зернуджи (начало XII века), фрагменты из книги которого "Наставления учащемуся на пути обучения" были напечатаны в "Антологии педагогической мысли", вышедшей в 1976 году в Москве (эти советы прозвучали 10 лет назад на встрече со студентами тех лет).


О приобретении знаний. Следует, чтобы изучающий науку приобретал знания в любое время с целью достижения совершенства. А способ приобретения знания в том, чтобы с ним всегда были письменные принадлежности для записи того, что он слышит полезного. Ведь сказано: "Из памяти бежит, а в записи остаётся".


О почитании науки и учёных. Знай, что ищущий знания постигает его и воспользуется им только путём почитания учёных и путём почитания и уважения учителя. Сказано: "Достигнет знания тот, кто достигнет его путём уважения, а ошибается лишь тот, кто ошибается вследствие пренебрежения уважения". Сказано: "Уважение лучше повиновения". Одним из видов уважения к науке есть почтение к учителю.


Уважение к учителю выражается в том, что рекомендуется: не ходить впереди него, не садиться на его место, начинать разговор в его присутствии только по его разрешению, много говорить при нём лишь с позволения его, не расспрашивать его, когда он не расположен к разговору, не злоупотреблять временем, не стучать в дверь, а ждать, когда он выйдет, одним словом, стремиться к тому, чтобы он был доволен, избегать гнева его и исполнять все его распоряжения. Не полагается, чтобы учащийся без надобности садился во время урока близко к учителю, а полагается, чтобы между ним и учителем было расстояние, равное луку, потому что оно самое подходящее для выражения почтения.


О старании, прилежании и заботе. Из глубины веков идёт к сегодняшним обучающимся наставление о том, что для ищущего знания неизбежно прилежание к уроку и повторение как в начале ночи, так и в конце. Промежуток между вечером и временем рассвета благословенное время. Пусть ищущий знания не утруждает себя чрезмерным старанием и пусть не ослабляет души, чтобы не прекратить работы, а пусть лучше употребит в деле умеренность. Ведь умеренность – великая основа всех вещей.

Желаю вам, дорогие читатели блога, а также и себе – благословенного времени!

Дорожная сумка

Многие студенты, преподаватели и сотрудники сказали, что им пришлась по душе притча о мудром фермере. Удалось познакомить с её содержанием участников недавно прошедшей конференции, рассказать в других аудиториях. И, верно, слушатели считают, что притча очень полезна. А как вы найдёте этот рассказ?

«Один старец так говорил об исправлении человеческой жизни:

- Если в дорожную сумку мы положим острые и режущие предметы, ножи, вилки, шила, иголки, гвозди, разбитые стекла, железки, черепки, они, переполнив сумку, порвут её, поколют и порежут.

Чтобы сохранить сумку, необходимо её освободить, выбросить из неё всё острое. То же происходит и с нашим сердцем: страсти, пороки, грехи, беззакония, злоба, вражда и ненависть, которыми наполнены наши сердца, рвут его на части. Заставляют человека страдать, мучиться совестью. Сама жизнь побуждает нас к покаянию. Выкинуть из сердца покаянием мучащие его беззакония, выкинуть из сердца чистосердечной исповедью всю греховную скверну, как острые режущие предметы, причиняющие боль и страдания. И в сердце войдёт покой».

Прочла притчу, согласилась. Но сразу набежали вопросы: как человеку научиться не накапливать «острые предметы» в сердце и душе. Как удержаться от страстей? Человек ведь слаб. Если ему ежечасно предлагается стать богатым, сытым, дорого одетым, он всей душою начинать желать этого. И тут подворачиваются «советы», как это сделать. С этим прекрасно справляются все СМИ, особенно ЦТ и социальные сети. И замыкается круг: нарушай закон, укради, обижай других и ты будешь богатым, успешным и пр. Дай взятку и ты получишь желаемое. Согласитесь, что удельный вес такой информации зашкаливает. На её фоне попытки Церкви, учреждений культуры, школы и образования в целом, направленные на духовно-нравственное развитие личности, не всегда успешно противостоят общей атмосфере непокоя.

Конечно, дорожная сумка должна с каждым годом становиться полнее. Но как помочь каждому из нас сделать предметы в ней менее остро-колющими?

Притча о мудром фермере

На днях, в честь рождественских праздников, моя подруга Наталья Александровна Аникина подарила прекрасно подобранные и хорошо изданные «Христианские притчи».

Я тут же развернула книгу, она открылась на стр.223, где была напечатана «Притча об успехе мудрого фермера».

«Репортёр как-то раз спросил у фермера, может ли тот поделиться секретом своей кукурузы, которая год за годом выигрывала все конкурсы по качеству. Фермер ответил, что весь секрет состоит в том, что он раздаёт лучшие початки для засева всем своим соседям.

– Зачем же раздавать лучшие зерна соседям, если они постоянно, наряду с вами, участвуют во всех конкурсах и являются конкурентами?

– Видите ли, – улыбнулся фермер, – ветер переносит пыльцу с моих полей на поля соседей, и наоборот. Если у соседей будут сорта хуже, чем у меня, то вскоре и мои посевы станут ухудшаться. Если я сею хорошую кукурузу, я должен позаботиться о соседях и помочь им посеять такую же. А как уж каждый из нас будет ухаживать за посевами – это другой вопрос.

Похожее происходит и в жизни людей. Тот, кто хочет быть успешным, должен заботиться о ближних и помогать им добиваться успеха. Кто хочет хорошо жить, должен помогать другим жить хорошо. Потому что, чем лучше живётся людям вокруг, тем лучше тебе самому. Мы все зависимы и связаны в этом мире».

Вот. Сразу подумалось об учителях. О тех, кто учит деток в детском саду, школе. Настойчиво, не теряя надежды, помогает малышам добиваться первых успехов. А вузовские преподаватели? Благодаря им высшие учебные заведения становятся лучше, они вместе со студентами служат науке и помогают молодым людям превзойти учителя.

А как влияет соседство двух вузов на улучшение «качества кукурузы»? Ведь, в буквальном смысле, рядом, на одной улице, – два учебных заведения. Под номерами домов 33 и 35. Как здесь быть? Надо конкурировать, или делиться открыто своими технологиями, методиками, ходить друг к другу на лекции? Приглашать студентов, преподавателей из соседнего вуза на свои мероприятия и наоборот? Изменится ли наше общее качество? А как воспринять притчу бизнесу, водителю маршрутного такси, например?

Прекрасная роза в служебном интерьере

Вернулась из командировки поздним субботним вечером и, как обычно, на следующий день вышла на работу. По воскресеньям работа спорится. Почти не звонит телефон, не часто открывается дверь бюро.

Первое, что увидела в бюро, - прекрасную розу. Было ощущение, что цветок ожидал моего прихода. Роза явно хотела, чтобы с ней заговорили, произнесли какие-то важные для неё слова. Конечно, непосвящённому покажется, что это фантазия автора блога. Но я-то знаю, что – нет, не придумки. И вот почему.

Много лет в нашем вузе и техникуме есть традиция встреч с выпускниками. Делаем это в третью субботу декабря, то есть практически первыми в городе объявляем о наступлении новогодних праздников. Среди тех, кто ежегодно приходит на встречи, выпускник 2004 года Артур Станиславович Малышев. Этот молодой человек получил высшее образование в МЭБИК, а затем и его супруга. Такие выпускники как Артур составляют славу своему вузу. Он ответственен и глубоко порядочен. Артур никогда не подведёт и сдержит данное слово. Он искренен в проявлении чувств. Светлый человек. Ежегодно, приходя в декабрьский день на встречу с преподавателями и однокурсниками, Артур в-с-е-г-д-а приносит пахнущую весной и свежестью роскошную розу. Таким образом, 10 лет в декабре я получаю этот «розовый» подарок, очень тому радуюсь. К сожалению, в этот раз московская командировка изменила мои планы о встрече. Конечно, на следующий день, придя в бюро, сразу узнала почерк Артура.

В этой розе от Артура слышалась любовь к своей альма-матер, уважение к преподавателям, доброе отношение к выпускникам и нынешним студентам. Спасибо, Артур Станиславович! Спасибо всем выпускникам предыдущих лет, кто приходит в МЭБИК, звонит, кто помнит о родном вузе.

Благодаря вам, впереди идущим, последующие поколения в МЭБИК и КТЭиП чувствуют вашу энергию в каждом уголке нашего Дома. Благодаря вашим рекомендациям, получаем и сегодня прекрасных, благородных молодых людей, которым стремимся помочь обрести уверенность в себе, получить необходимые знания по выбранной специальности.

…В последующие дни мои коллеги, заходя решить служебный вопрос, обязательно говорили: «Это роза от Артура». Да! От Артура Малышева, выпускника Курского института менеджмента, экономики и бизнес, друга нашего Дома.

В служебном интерьере прекрасная роза создала уют и настроение. Она без слов поведала, что и преподаватели, и сотрудники, и персонал МЭБИК идут правильным путём 20-ый, юбилейный, учебный год. Её аромат и невидимый энергетический след остались в Доме надолго.

Горжусь и радуюсь, что мы не изменяем принятой миссии быть вузом передовым по взглядам и профессионализму наших преподавателей. Мы гордимся нашими питомцами, «птенцами гнезда МЭБИК».

Желаем всем выпускникам, студентам, преподавателям и сотрудникам наших учебных заведений в 2014 году снежной и солнечной зимы, зелёной весны, ромашкового лета, золотых осенних дней!

Пусть предстоящий олимпийский год принесёт вам много здоровья, радости и счастья!



IMG_0382_result

P1500746_result

P1500748_result

Прекрасная роза в служебном интерьере

Фарфоровые куклы Любови Духаниной

Удивительная встреча случилась пару дней назад. В московской мемориальной квартире А.С.Пушкина на Арбате, 53 выставлены куклы из коллекции Любови Николаевны Духаниной. Вместе с Л.Н.Духаниной мы работаем в комиссии по развитию образования Общественной палаты России, довольно часто встречаемся, участвуем в общих делах Палаты, реализуем проекты развития гражданского общества.

Получив приглашение на выставку кукол, мне пришлось-таки переспросить: кто автор этой коллекции. Любовь Николаевна подтвердила, что, да, - она. Это-то и было удивительно. Коллега по Палате человек настолько деятельный и популярный в столичных кругах, что без её участия трудно представить себе всевозможные встречи, заседания, концерты, деловые переговоры. Везде ей рады, везде она своя. Закончив МИФИ, Любовь Николаевна какое-то время работала в комсомоле, написала и защитила две диссертации. Она доктор педагогических наук, заведует кафедрой в МИФИ. Много лет является учредителем и руководителем образовательного холдинга «Наследник», в котором учащиеся получают качественное школьное образование. Невозможно представить, что человек, находящийся в авангарде формирования гражданского общества, предельно занятой может иметь такое сложное хобби.


Любовь Николаевна рассказала, что много лет назад она встретилась с талантливой художницей Олиной Дмитриевной Вентцель, увидела великое искусство авторской куклы. Вместе они решили воссоздать мир пушкинских героев – сделать галерею фарфоровых кукольных образов по мотивам произведений А.С.Пушкина.


Так появились на свет 75 больших фарфоровых кукол в исторических костюмах. Возникло новое направление в современном российском искусстве авторской куклы. В волшебном кукольном мире ожили образы пушкинских героев, реальных и вымышленных литературных персонажей. Это и сам Поэт, и прекрасная Натали, и «старик Державин», романтический Ленский и красавица Ольга, князь Гвидон, загадочная графиня из «Пиковой дамы». Конечно, милый, добрый образ Арины Родионовны. Император Александр I. Царь Салтан и Царевна молодая. Прекрасный молодой Андрей Дубровский и Кирила Петрович Троекуров. В коротком эссе не перечислить всех героев представленной коллекции.


Смотришь на этих кукол и видишь – они живые, со своим характером и душой. Они очень пластичны и подвижны: могут сидеть, стоять, поднимать и опускать руки. В пушкинском музее каждой кукле нашлось место. Некоторые расположились на удобных диванчиках, другие – у конторок, третьи – поджидают посетителей, стоя в полный рост. Замечательная коллекция сложных кукол.


А ещё более замечательно, что теперь точно знаю: у талантливого человека, хоть и очень занятого, всегда найдётся время для своего хобби. Кто-то коллекционирует монеты, кто-то - значки. Кто-то собирает ретро коллекции патефонов, граммофонов, телефонных аппаратов (кстати, не так давно увидела такую коллекцию у курского архитектора О.М.Заутренникова).


Главное, что подобные увлечения становятся способом совершенствования жизни.


dsc02873 dsc02874 dsc02876 dsc02877 dsc02879 dsc02880 dsc02881 dsc02882 dsc02882 (1) dsc02883 dsc02884 dsc02885 dsc02887 dsc02892 dsc02893 dsc02894 dsc02896 Фарфоровые куклы

«Свеж ли карп?»

(из легенды о названии белорусского города Несвиж)


С этой легенды началось несколько дней назад знакомство с Республикой Беларусь в старинном городе Несвиж. Подыскивая название городу, его управитель велел одному из граждан завести разговор с первым встречным. Первое слово, которое произнесёт встретившийся человек, - сказал он, - станет названием города. Пошёл гражданин по дороге, а навстречу ему рыбак с корзиной рыбы. «Свеж ли карп?»- спросил гражданин. Так, по ответу рыбака, якобы и был назван город Несвиж.


А если говорить серьёзно, то и Несвиж, и Орша, и Могилёв, - города, через которые мы проезжали по пути в партнёрский вуз, произвели самое благоприятное впечатление своей ухоженностью, обилием цветников, наличием современных сооружений, в том числе спортивных, радушием жителей.

Также хороши белорусские поля. Ни одного квадратного метра неухоженной территории. Сено скошено, аккуратно уложено в валки, задрапировано в плёнку - для лучшего хранения. После уборки картофеля крестьяне убирают с поля все корни и ботву. Стеной стоит кукуруза, - хорошее витаминное подспорье для крупного рогатого скота в длинные зимние месяцы. На выпасах то и дело встречались стада пестрых бурёнок.

Особенностью сельских территорий в современной Беларуси становится создание агрогородков: основательных коттеджей, полной инфраструктуры. Всё делается с любовью к земле-кормилице, уважением к труду и людям. Этого нельзя не заметить.

В белорусских магазинах, особенно продовольственных, широкий ассортимент продуктов питания. Качество молочных и мясных товаров высокое. Шведский стол в ресторане гостиницы «Турист», где мы жили, тоже изобиловал блюдами, приготовленными из местного молока и мяса.

Особое слово надо сказать о гражданах Беларуси. Радушные, приветливые, скромные люди, преисполненные братских чувств к России и россиянам.

В столице страны – Минске – красивом городе с архитектурным стилем «сталинский ампир», не случайно поставлен памятник «Всем зодчим Минска». Ещё в советское время архитекторы города сумели предвосхитить будущее, предложив для строительства широкие проспекты, примерно одинаковую этажность центра города и оригинальные архитектурные формы многих зданий. Особые чувства вызывают малые скульптурные композиции. Рядом с этими памятниками можно постоять, «покурить» сигарету с бронзовым Лоховским (одним из киногероев), присесть на скамью рядом с «Незнакомкой», встать под зонтик с юной бронзовой девушкой… Городская скульптура в Минске – его изюминка.

К сожалению, для знакомства с прекрасным городом Минском и Несвижем было не так много времени. Выполнив запланированные «пункты» в Институте предпринимательской деятельности – одном из лучших негосударственных вузов Беларуси, нашим многолетним партнёром, мы уезжали домой по прекрасным белорусским магистралям.

Переехав символическую границу, вольно или невольно напрашивался вопрос: «свеж ли взгляд?» у тех, кто обеспечивает порядок придорожных территорий (да и самих дорог) на «нашей стороне». Кто осуществляет сельскохозяйственную политику в приграничных с Беларусью регионах. Чтобы ощутить разницу, побывайте в Беларуси. После этого захочется что-то изменить к лучшему в своих городах и весях.

Милые сердцу малые города

Пару дней назад одно из столичных изданий попросило дать комментарий об инициативе единороссов — направления выпускников вузов на работу по распределению. Думаю, что у этой идеи достаточно много тех, кто скажет — «за». Многие скажут — «против». «На свалку», — привычно откликнется кто-то.


Отчётливо видны результаты двух десятилетий «оптимизации» расходов, касающихся сельской государственной политики. Замыкается круг: отсутствие работы заставило многих молодых (и не очень) людей уезжать на заработки в Москву, Сочи, на Север. Вахтовый метод или постоянная работа в местах, куда идут инвестиции, всегда найдётся. Массовый выезд из сёл сократил количество детей дошкольного и школьного возраста. Закрываются, то есть «оптимизируются» детские сады, школы. Резко уменьшилось население, поэтому нет нужды содержать участковые больницы, ФАПы. Дома культуры и библиотеки опустели. Картина замкнутого, сужающегося круга почти повсеместная. Молодые специалисты на работу в село, естественно, не едут. В некоторых районах области, например, средний возраст учителей — 54 года. Парадокс в том, что теперь (в отличие от времени 20-летней давности) есть все возможности жить комфортно в сельской местности. Практически отовсюду создана инфраструктура: свет, газ, вода, дорога. Можно добавить ещё чистый воздух, звёздное ночное небо.

Опасность «оптимизации» нависла и над малыми городами и районными центрами. В целях повышения эффективности работы и сокращения расходов создаются различные межрайонные структуры: санэпидстанции, военкоматы, управления МВД, налоговые инспекции и т.д. Идёт отток работоспособного населения из районных центров, где либо нет работы, либо мизерная зарплата. Практически не возникают небольшие производства, которые могли бы качественно удовлетворять потребности местного населения. Многие райцентры живут только за счёт бюджетного финансирования.

А ведь у малых городов и районных центров, в частности, в Центральной России, имеются хорошие перспективы развития. Достаточно побывать в городах Суджа, Рыльск, Щигры, Обоянь, Горшеченском, Мантуровском районах Курской области, чтобы убедиться в этом. Должна сложиться идеология развития малых городов. Их население не должно уменьшаться, а расти. Хорошо, когда малые города будут насчитывать от 15 до 40 тысяч населения, что позволит создавать новые рабочие места в инфраструктурных подразделениях. Хорошее жильё закрепит в территориях тех, кто может работать в агрохолдингах, предприятиях других близлежащих городов.

Нужна специальная программа государственной поддержки развития лёгкой промышленности в малых городах и районных центрах, в частности, швейной. Сколько можно вывозить из Китая или Турции самые элементарные швейные изделия?

Подумать о развитии туристических маршрутов. И многое другое возможно, при желании. Тогда поедут с удовольствием на работу в малые города и райцентры молодые выпускники вузов, которые обучаются на бюджетной основе, то есть за счёт налогоплательщиков.